Татьяна Ломтева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Что такое сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое сказка.
Веками русские дети слушали народные сказки. Их рассказывали мамы, бабушки, а в дворянских семьях – няни. А зачем детям сказки?
Народные сказки имеют особый поэтический язык. Недаром их веками устно передавали из поколения в поколение. Они были нужны народу и прежде всего детям, чтобы сформировать национальное самосознание, чтобы сохранить свою самобытность в тяжелейших условиях борьбы с многочисленными врагами Руси. Сказки рассказывались на ночь, поэтому они закладывались в подсознание ребёнка, запоминались на всю жизнь и формировали его личность примерами богатырских подвигов, победы Добра над Злом. В сказках присутствует мудрость, которая так необходима представителям сильного народа уже с детства. Создавая народные сказки, люди вычеркнули из своей исторической памяти этот факт истории. И это очень мудро. Детей нужно учить не воевать друг с другом, а приводить добрые, нужные примеры.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО „Что такое сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Ребёнок, который с детства слушает сказки, вырастает со здоровой душой. В наше время, когда на психику малыша большое давление оказывает телевидение, только старая добрая сказка своим неспешным ритмом, сюжетом, нравственным содержанием может успокоить ребёнка.
Сказки ненавязчиво закладывают в голове ребенка главную мысль: надо любить свою землю, трудиться на ней и защищать её. Наш народ, воспитанный сказками и былинами, становился сильным, и неизменно возрождался даже после поражений.
Сейчас некоторые интеллигентные родители считают, что русские сказки вредные и кровожадные. С какого возраста детям нужно начинать читать сказки? Можно прямо с младенческого. Читать нужно медленно и не пересказы, сказки обязательно должны быть народные. Нельзя читать каждый раз новую сказку. Наши предки сказку рассказывали столько раз, чтобы ребенок успевал её выучить наизусть. Только так можно было усвоить те нравственные категории, которые были заложены в сказке.
Каждая сказка несет в себе массу полезного и интересного.
Каждый из нас в детстве наверняка с открытым ртом слушал сказки. Это бесценный клад информации о культуре любого народа. И все же, что такое сказка?
Сказка - это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.
Сказки бывают разные :
сказки о животных – в них животные являются главными персонажами (иногда им противостоит человек);
волшебные сказки - главными персонажами являются люди и фантастические существа. Здесь животные чаще всего - добрые помощники главного героя. В этих сказках говорится об удивительных приключениях, обязательно связанных с волшебством;
социально-бытовые сказки - главными героями также являются люди, но они победителями становятся благодаря своему уму, смекалке, хитрости, смелости.
В сказках герои бывают двух типов:
добрые, благородные, сильные и находчивые герои: Иван-дурак, Иван-царевич, Елена Прекрасная, Елена Премудрая, Снегурочка
и злые, коварные герои: Баба-Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Леший и т. д.
Добрые и злые герои есть во всех сказках. Но всегда положительные герои преодолевают все трудности и преграды, идут к своей цели и получают за это вознаграждение.
Русская пословица гласит: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»
Истинность этого рассмотрим на примере сказки режиссера Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса».
Сюжет сказки имеет комедийное зерно и очень занимателен. Глуповатый царь пересчитал у себя все, вплоть до былинки и травинки, и чрезмерно гордился тем, что все в своем царстве знает, и, не зная, что у него долгожданный наследник родился, пообещал отдать чудовищу то, что он в своем царстве не знает. Царь и дьяк Афоня решили сотворить жульство - подменить царевича на рыбацкого сына, которого и отдадут Чуду-Юду. Пришло время и все случилось не так, как царь Еремей того хотел. Таков несложный, но полный таинственных превращений и земных злоключений сюжет.
В сказке высмеяны недостатки человека: жадный царь, трусливый, грубый и глупый царевич (прозвучавшие в сказке слова «упитанный, да невоспитанный», сказанные о царевиче, быстро стали поговоркой, женихи - авантюристы, стиляги и бездельники, готовые урвать лакомый кусочек.
Есть и положительные герои в сказке, которые наделены хорошими человеческими качествами: ловкий, честный и добрый Андрей-рыбацкий сын, Варвара-краса - волшебница и чудесница.
В сказке прослеживается связь с жизнью - реальная борьба добра и зла, и, конечно же, добро побеждает.
Сказки – это бесценный дар, оставленный нам нашими предками.
Они передаются от одного человека другому, из поколения в поколение:
способствуют развитию у школьников речи, мышления и памяти,
воспитывают интерес к чтению, к устному народному творчеству,
создают атмосферу сказочности, развивают дух соревнования,
способствуют эстетическому воспитанию детей.
И сколько бы ни появлялось новых и современных рассказов и сказок, ничего не сможет заменить эту истинную старинную классику.