Анна Айсагурова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Детям о коррупции»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
-познакомить детей с понятием «Коррупция», уточнить знания о честности и порядочности;
- продолжать учить активно, участвовать в беседе, отвечать на вопросы по содержанию, аргументировать свои ответы;
- учить оценивать поступки литературных героев;
-воспитывать честность, правдивость.
Словарная работа: закон, коррупция, взятка, мошенничество, наказание; противозаконный, законопослушный, противоправный, бескорыстный, безвозмездный.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Детям о коррупции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррупция, детям и родителям о коррупции
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Оборудование: карточки - смайлики (красные радостные, зеленые грустные, мяч, тарелочки с гуашью, ватман, салфетки.
ХОД НОД:
1. Организационный момент.
- Сегодня мы поговорим о коррупции, и поймем, почему все взрослые говорят что, коррупция - это очень плохо! Может быть, вы слышали это слово? Нет? Тогда я расскажу вам сказку, и вам все станет понятно.
2. Рассказывание сказки, беседа по содержанию. (Авторская сказка)
Жил был маленький зайчик. Он был добрым и отзывчивым, никого не обижал. У него был красивый, добротный домик на опушке леса. И вот однажды, когда пришла весна, в дверь его дома постучалась лиса. Она сказала, что ее домик разрушен после прошедшего урагана, и ей совсем негде жить. Зайчик, конечно же, пригласил лисичку погостить к себе, пока ее домик не отремонтируют. Так лисичка прогостила у зайчика пару дней, а когда заяц отправился в магазин, она сменила замки и закрыла все окна.
Зайчик, вернувшись домой, очень удивился, что не смог открыть дверь, и позвонил в дверной звонок. Лиса открыла дверь, и прогнала зайца, сказав, что теперь этот домик стал её, а он пусть убирается восвояси.
- Как вы думаете, хороший ли поступок совершила лиса? Почему вы так думаете?
- Правильно, это очень нехороший поступок, лиса обманным путем забрала домик зайца, и присвоила его себе. Она воспользовалась добротой зайчика и совершила противоправный поступок. Это называется мошенничеством! А все мы знаем, что обманывать других и брать чужое нельзя! Такой поступок противоречит закону. А закон, это правило, которое помогает всем жить в мире и согласии. Послушайте, что произошло дальше.
Зайчик горько заплакал, и побрел по лесной тропинке. Шел он, шел, и встретил волка. А волк, к слову сказать, работал в полиции, был местным участковым.
- Ты почему плачешь?
- А как мне не плакать, лисичка меня из моего же домика выгнала! Некому помочь мне несчастному!
- Непорядок, надо разобраться! Хочешь, я помогу тебе ее выгнать?
- Правда, поможете?
- Конечно, помогу, только вот машина у меня сломалась, да и зарплата не скоро…
В общем, с тебя 200 рублей!
- Как 200 рублей, мы же в сказке! В сказке все друг другу бескорыстно помогают!
- Ну, это раньше так было, а сейчас хочешь жить хорошо, умей вертеться! Мое дело предложить…
Опечалился зайчик пуще прежнего, и побрел дальше.
- Ну что скажете ребята, как вам ответ волка? Если вы считаете, что волк поступил правильно, поднимите весёлый смайлик, если нет, то грустный. Почему вы так думаете?
- Правильно, оказывать помощь нужно безвозмездно! Если человек пренебрегает своими должностными обязанностями и просит за свою помощь что-то, то это и называется коррупция, а деньги и вещи, которые просят или предлагают, кому то за помощь, называется взятка. Иными словами «Коррупция», это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды.
- Ребята давайте узнаем, что произошло дальше.
Идёт заяц дальше, а навстречу ему, - медведь, мер леса.
- Что заяц плачешь?
- Как не плакать, я лису приютил, а она меня из дома выгнала!
- Непорядок, надо бы разобраться.
- Разберитесь Михаил Потатыч, помогите!
- Помогу, помогу, только ты за меня проголосую на выборах, и родственников попроси, и друзей…
-Ой, как же так, ведь выборы это дело добровольное!
- Ну как знаешь, тогда оставайся бездомным.
- Как думаете, правильно ли поступил медведь, почему? Поднимите соответствующий смайлик.
- Ребята, поступок медведя - это тоже коррупция. Он использует свою власть и положение ради своей выгоды. А что надо делать медведю, чтобы каждый лесной житель захотел проголосовать за него добровольно? (быть честным, добрым, справедливым, помогать добрыми делами и т. д.)
Еще сильнее заплакал зайчик от обиды, и побрел дальше помощь искать. Шел, шел и не заметил, как на колючку наступил, укололся. Больно зайке, идти не может. Тут мимо сова пролетала, увидела, что заяц плачет, подлетела к нему.
-Что случилось косой, что так сильно плачешь?
- А то и плачу, что лиса из дома выгнала, да еще и лапку уколол!
- Ай, ай, беда, какая! Ну-ка обопрись на мое плечо, пойдем потихонечку, тут за поворотом лесная поликлиника стоит, там-то тебе колючку и вытащат.
Пришли звери в поликлинику, зашли в кабинет к доктору, а там белка в белом халате сидит, каталог косметики рассматривает.
- Уважаемая, обратилась сова к белке, принимайте пациента, заяц лапку уколол, вытащить колючку надо!
- Некогда мне с вами возиться, мой рабочий день через пару минут закончится!
- Как так не когда! Помогите, пожалуйста!
- Ну не знаю, очень орешки я люблю. Вот принесете мне корзину орехов, тогда и помогу!
- Да где ж мы тебе орехи сейчас найдем? Да и помощь зайцу срочно нужна!
- Нечего не знаю, выйдете тогда из кабинета, мне домой пора!
- Ребята, в этой сцене мы тоже столкнулись с коррупцией. Какой смайлик вы выберете, почему? Вам понравилось поведение белки? А как вы отнеслись к поступку совы?
-Правильно, белка поступила не хорошо, она не хочет вылечить лапку зайчику, пока тот не подарит ей корзину орехов. Это тоже - коррупция, взятка. Это противозаконно! А вот поступок совы достоин уважения, она помогла зайцу добраться до поликлиники, совершенно не преследуя никакой выгоды для себя. Ребята, наша сказка подходит к концу, давайте послушаем, чем же все закончилось.
Вышли сова и заяц из кабинета, сели на лавочку. Заяц совсем поник, а сова и говорит:
- Эй, косой, что нос повесил! В сказке не без добрых зверей! Пойдем к филину, он птица добрая и отзывчивая, поможет тебе.
Сказано, сделано, отправились звери к филину, да по пути ежика встретили. Ёж усадил их в машину, да и довез до места назначения, а филин зайцу колючку вытащил, мазью помазал, лапку перевязал.
Стали звери думать, как зайцу домик вернуть, позвонили тетереву, рассказали о беде зайкиной. Тетерев вместе с отрядом своих самых лучших солдат, так лису напугал, что она быстренько из чужого домика выскочила, да и побежала без оглядки. Да только тетерев ее догнал, и беседу профилактическую провел, чтоб неповадно было других обманывать.
Заяц, оказавшись снова в своем домике, так обрадовался, что даже петь и танцевать начал. Он угостил всех чаем и вкусным вареньем, подарил своим спасителям подарки. Ведь он не только дом вернул, но и завел хороших друзей. А на том сказочке конец, а кто слушал внимательно, и все запомнил, молодец!
- Ребята, покажите свое отношение к поступкам филина, ежа и тетерева и совы. Объясните, почему вы выбрали эти смайлики? А как бы вы поступили на месте героев сказки? Скажите, благодарность зайца своим друзьям, это коррупция, подкуп или подарок от души? Как вы думаете? (ответы детей, с помощью воспитателя)
3. Физкультминутка.
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
4. Дидактическая игра «Хорошо или плохо».
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и называет разные ситуации. Дети ловят мяч и дают ответ (с объяснением).
-соблюдать законы;
-нарушать законы;
-говорить правду;
-быть всегда честным;
-брать взятки;
-обманывать людей;
-подкупать избирателей;
-совершать добрые поступки, дела;
-требовать или вымогать деньги, игрушки, продукты питания и т. д;
-добросовестно выполнять свою работу;
-воровать;
-честно зарабатывать деньги и др.
5. Рефлексия. Подведение итогов.
- Ребята, не зависимо от того, взрослый ты, или маленький, человек должен быть всегда справедливым, честным, порядочным, не обижать других и не забирать чужие вещи, честно работать. Это общепринятые правила поведения. А кто нарушает эти правила (законы, тех наказывают специальные органы (полицейские). Помните, - всегда надо быть честным, не нарушать законы и быть против такой «болезни» времени – коррупции!
- Есть такая пословица «Честное здравствование – сердцу на радость». Это значит, что если человек все делает от души и бескорыстно, его сердце радуется, и его поступки приносят радость не только ему, но и окружающим.
- Я знаю, что вы делаете много добрых дел! Давайте об этом расскажем всему свету! Дети на ватмане оставляют отпечатки своих ладошек, с помощью воспитателя пишут, какие добрые поступки они совершали.