Айгуль Баранова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»; учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- «Хаврошечка»
- Темочки
Развивающие : развивать связную речь, умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.
Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.
Словарная работа: Холсты, наливные яблочки, пуд, прясть, рябая корова, лихо.
Оборудование: Книга в программе PowerPoint, игрушка коровушка, портрет автора, яблоки, презентация сказки.
Ход занятия:
I Вводная часть.
Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Возьмитесь за руки, передайте тепло своих рук и хорошее настроение другу справа, другу слева.
Проходите, присаживайтесь на стульчики.
- Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки? (авторские, народные). Что значит авторские сказки? (Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки). Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).
Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
есть волшебство, то. (волшебная);
есть добро, то… (добрая);
есть радость, то… (радостная);
есть загадки, то. (загадочная);
есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.
К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.
Отгадайте загадку:
Гуляет летом по полям
И молоко дает всем вам,
Громко «му» кричит хозяйке
Сена мне побольше дайте. (коровушка)
Поздоровайтесь с ней. А коровушка, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая). А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Н-р чёрного и белого, как у нашей коровушки.
Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее.
Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.
Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.
пуд - старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.
прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.
В сказке встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее).
Физкультминутка.
Коровушка предлагает нам отдохнуть
Коров пастух привёл на луг (шагаем на месте)
Стадо мычит, спасибо говорит (голову тянем и говорим протяжное му,
Вытянули губки трубочкой)
Очень вкусная трава (давайте покажем, как жуё т коровушка: посмотрите на меня)
Идёт кругом голова. (вращение головой в одну и другую сторону)
Бегают коровки по лужочку ловко (бег на месте).
А сейчас садитесь на место и вернёмся к нашей сказке.
Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать картинами на ноутбуке.
А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?
Заключительная часть. Рефлексия занятия.
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Как называется сказка?
- Чему нас учит эта сказка? Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.
- Кто является главными героями сказки? (Хаврошечка и коровушка)
-У кого жила Хаврошечка? (У хозяйки, трё х дочерей: Одноглазкой, Двуглазкой, Триглазкой, батюшка)
-Как звали дочерей хозяйки (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка) Почему им дали такие имена?
Вам понравились эти девочки? (нет) Какими были эти девочки (злыми)А Хаврошечка была какая? (добрая)
- А что делала Хаврошечка? Она на них работала. Значит она была какая? (работящая). А дочери хозяйки? (ленивые)
- Кто же помогал Хаврошечке в сказке? Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.
- Что она при этом говорила? Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.
Коровушка помогала Хаврошечке. Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана.
- А была ли довольна хозяйка работой девочки?
- А как она узнала о том, кто помогает Хаврошечке? Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали.
- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке? (нет).
- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули? Она говорила: спи глазок, спи другой.
Давайте покажем, как засыпали девочки, когда Хаврошечка убаюкивала их?
- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? Триглазка всё увидела,
Почему (Хаврошечка забыла усыпить третий глаз)
Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.
-Что выросло на этом месте? На том месте выросла яблоня с наливными яблочками.
- Чем закончилась сказка? Мимо сада проезжал добрый молодец и попросил, чтобы его угостили яблочком, Хаврошечка угостила и добрый молодец женился на ней.
-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать» Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.
Коровушка хочет узнать: «Какие ещё вы знаете сказки?» (Дети называют сказки)
Коровушка принесла вам пазлы. Давайте поможем коровушке правильно их собрать.
Сюрпризный момент.
А в подарок коровушка хочет угостить вас яблочками. Молодцы ребята.
А, эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашей группе. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу, даже можно взять домой и почитать эту сказку с родителями.
Только открывать и листать страницы книги надо аккуратно, потому, что её будут читать другим детям.
Спасибо вам за хорошую работу!