Анастасия Владимировна Кальдина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Чтение и заучивание стихотворения С. А. Есенина «Черемуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Подготовила: воспитатель
МАДОУ "Детский сад №441 "Кузнечик"
Кальдина Анастасия Владимировна
Программное содержание:
Задачи:
1. Образовательные задачи:
• Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;
• Довести до сознания детей замысел поэта о красоте весны и таянии снега;
• Формировать умение понимать художественный образ.
2. Развивающие задачи :
• Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, „Чтение и заучивание стихотворения С, А, Есенина „Черемуха“» размещена в разделах
- Дерево Черемуха
- Есенин С.А.
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
• Способствовать развитию процесса запоминания с использованием пиктограммы;
• Обогащать речь детей за счет слов: роса медвяная, зелень пряная, развесившись, волной гремучею.
3. Воспитательные задачи:
• Вызвать интерес к стихотворению через мотивацию речевой деятельности и желания выучить его;
• Воспитывать любовь к художественному слову.
Материалы и оборудование: текст стихотворения С. А. Есенина «Черемуха»; презентация по ходу занятия : картинки по содержанию стихотворения; шаблон мнемотаблицы; аудиозапись стихотворения С. А. Есенина «Черемуха», звук леса, звук ручья.
Словарь: «проталинка», «кудри», «душистая», «гремучею», «вкрадчиво», «медвяная», «пряная».
Предварительная работа:
• наблюдение за весенними явлениями в природе;
• рассматривание пейзажных картин о весне;
• чтение художественных произведений о весне;
• заучивание стихов, закличек, песен о весне.
Ход занятия
1. Организационный момент и введение в тему занятия.
СЛАЙД 3
Воспитатель: Сегодня нас ждёт новое путешествие в Мир Искусства. Но, прежде чем ступить на его порог, давайте прислушаемся, оглядимся - есть ли что-то необычное сегодня в нашей группе? (Звучит музыка, слышен шум леса, пение птиц).
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. А пока мы идем, я расскажу вам об этой стране.
Светает рано по утрам, проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?. (весна)
Воспитатель: Да, мы отправляемся с вами в страну Весна.
Воспитатель: Ребята, какие приметы весны вы знаете? Отвечайте и передавайте друг другу мяч.
Игра “Приметы весны” (Дети передают мяч, воспитатель открывает карточки-приметы на экране) СЛАЙД 4
Дети:
- солнце светит ярко и греет;
- тает снег, с крыш капает капель;
- появляются проталинки на земле;
- дни становятся длиннее, а ночи короче;
- бегут весенние ручейки;
- вся природа просыпается от зимнего сна;
- на деревьях и кустах появляются листья;
- птицы прилетают с теплых стран, строят гнезда;
- от спячки просыпаются зимующие звери;
- на полянках зацветают цветы;
- появляются насекомые.
Воспитатель: Правильно, ребята, весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнцу.
II. Основная часть
СЛАЙД 5
Воспитатель: Давайте устроим привал у черёмухи. (на экране появляется изображение черемухи) Как тут красиво, садитесь на брёвнышки
Воспитатель: Предлагаю нам окунуться в атмосферу весны и рассказать стихотворения.
Дети рассказывают стихотворения о весне.
Ласточка
Улетела Ласточка
За тридевять земель.
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна! (Борис Заходер)
Пришла весна
Шумят леса, цветет земля,
Поет-звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна —
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна
В гирлянде из цветов!» (Мария Пожарова)
Весна
Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, -
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке! (Иван Муравейко)
Воспитатель: Да, замечательные стихотворения о весне! Весна – это время года, которое нравится всем. Люди творческие стараются отразить свои чувства и эмоции в произведениях.
СЛАЙД 6
Воспитатель: Что делают композиторы? Художники? Поэты? (пишут картины, сочиняют музыку, сочинят стихи) Каким другим словом можно назвать стихи? (поэзия)
Воспитатель: Из года в год весна приходит на землю, вызывая самые разные чувства у людей. Почти 100 лет назад было написано стихотворение «Черёмуха». Его автор С. А. Есенин, русский народный поэт. Стихи Есенина полны звуков, запахов и красок. Он называл свои стихи песней и говорил, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах
Воспитатель: Как вы думаете, почему Есенин писал стихи о природе? (хотел, чтобы люди узнали, какую он видел красоту, чем он любовался, чему радовался; с помощью стихов можно сказать красиво о природе; чтобы рассказать о том, как выглядит черёмуха, когда цветёт; чтобы мы узнали о его чувствах, желаниях)
Воспитатель: Послушайте стихотворение С. Есенина " Черёмуха" и представьте себе то, о чём в нём говориться.
Чтение воспитателем стихотворения " Черёмуха"
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Беседа по содержанию.
- Понравилось вам это стихотворение?
- Какое настроение автора вы почувствовали? (радостное, весёлое, ликующее).
- О чём это стихотворение? (о черёмухе, ручье, о проталинке, весне).
- Какие слова поэт говорит о черёмухе? (черёмуха душистая, ветки золотистые, кудри завила).
Воспитатель: Послушайте стихотворение ещё раз и обратите внимание на слова, которые вам не понятны. Чтение стихотворения повторно.
СЛАЙД 7
Словарная работа. (картинки появляются на экране - визуальный образ)
- Как вы понимаете выражение:
"Волной гремучею" вода шумит, издаёт громкие звуки
"Вкрадчиво под кручею" осторожно, доверчиво, крутой спуск, обрыв
" Роса медвяная" капелька воды с ароматом мёда
" Зелень пряная" с острым ароматным запахом
"Зелень золотистая" листья на солнце переливаются жёлтым цветом
СЛАЙД 8
Воспитатель: Напомню вам, это стихотворение написал замечательный великий поэт Сергей Есенин. С раннего детства он полюбил русскую природу. Однажды играя во дворе со своими товарищами, он увидел белоснежно цветущее дерево, с ароматным запахом. С тех пор он чувствовал себя частью природы.
Воспитатель: Как вы думаете, в какую погоду писал поэт стихотворение? (погода была жаркая, ярко светило солнце)
СЛАЙД 9
Воспитатель: Я открою вам секрет, поэт писал стихотворение о черёмухе, любуясь на неё утром, а потом днём.
СЛАЙД 10
Этюд «Черёмуха утром» (физминутка) .
Воспитатель: Представим себя черёмухой в утренние часы. Солнце светит не ярко, слегка освещая деревья и землю, дует лёгкий ветерок, деревья тихо покачиваются.
Воспитатель: Я буду читать первую часть стихотворения. А вы с помощью жестов будете показывать о чём я рассказываю.
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре.
Воспитатель: Как поэт рассказал о черёмухе в начале стихотворения? (2-3 ответа)
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Воспитатель: Предлагаю запечатлеть образы из стихотворения в мнемотаблице, чтобы мы смогли лучше представить то, что описывает поэт и запомнить это прекрасное стихотворение. (имя ребенка) помоги нам с заполнением таблицы.
Картинки-образы по ходу беседы вставляются в таблицу.
Воспитатель: Черёмуха душистая, а как её по-другому можно назвать? (ароматная, пахучая, вкусная)
Воспитатель: Какую черёмуху вы представили, когда услышали эти строчки? (большая, белая, вся в цвету)
Воспитатель: Почему ветки золотистые? (много жёлтых тычинок на цветах)
Воспитатель: Черёмуха дерево медоносное. Почему поэт называет росу медвяной? (капельки сока черёмухи похожи на капельки мёда, с запахом мёда)
Воспитатель: Цветы черёмухи душистые, ароматные, а вот запах черёмухи отпугивает даже насекомых. Почему? (сильный, резкий)
Воспитатель: Вспомним, как о красоте листьев черёмухи говорит поэт? (2-3 ответа)
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре
Чтение первого четверостишья с опорой на мнемотаблицу. (1-2 ответа)
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре
Воспитатель: Спасибо, (имя ребенка, а теперь (имя ребенка) поможет нам.
СЛАЙД 11
Воспитатель: А о чём ещё идёт речь в стихотворении? (о ручье)
Воспитатель: Где спрятался ручей? (в траве, между корней)
Воспитатель: Я прочту как поэт говорит об этом.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей
Воспитатель: Давайте подберем образы к этой части стихотворения (у проталинки, в траве между корней, бежит, струится, ручей)
СЛАЙД 12
Воспитатель: Ребята, а теперь покажем, как изменилась черёмуха днём.
Воспитатель: Я буду читать вторую часть стихотворения, а вы показывать.
Этюд «Черёмуха днём» (физминутка)
Воспитатель: Солнце светит ярко, ветки черёмухи раскрылись, тянутся к солнцу.
Воспитатель: Черёмуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт
Воспитатель: Вспомните, какая стала черёмуха днём? (ответы детей)
Воспитатель: Как автор об этом говорит?
Черёмуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит
Воспитатель: Подберем образы для этой части стихотворения. (имя ребенка, помоги нам. (Черемуха душистая, развесившись, стоит, зелень, золотистая, солнышко, горит)
СЛАЙД 13
Воспитатель: Давайте расскажем каким стал ручей? А (имя ребенка) поможет нам выставить картинки в мнемотаблицу.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт
Воспитатель: Почему у ручья волна гремучая? (ручей гремит, шумит, течёт, не стоит на месте) (подбираем картинки)
Воспитатель: А как вы понимаете слово «обдаёт»? Каким другим словом можно заменить его? (обливает, окатывает, обрызгивает)
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «вкрадчиво песенки поёт»? (осторожно, нежно, ласково) (Выставляем картинки в мнемотаблицу)
СЛАЙД 14
Воспитатель: Вот и готова наша таблица образов, она получилась яркая, насыщенная
Повторное чтение стихотворения.
Воспитатель: Давайте ещё раз послушаем стихотворение, попробуем его повторить, я буду указывать на образы в нашей мнемотаблице.
Слушаем аудиозапись стихотворения “ Черемуха”, повторяем.
Воспитатель: Кто запомнил всё стихотворение, расскажите его.
Выразительное чтение стихотворения детьми.
III. Итог занятия. Рефлексия.
СЛАЙД 15
О чём это стихотворение? (о черёмухе, весне).
Кто его написал? (Сергей Есенин).
Как вы думаете, любит ли автор русскую природу весной?
Какая часть понравилась больше?
Мы оставим нашу запись на привале. Пусть лес радуется нашим голосам.