Надежда Савина
«Литературный калейдоскоп». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Литературный калейдоскоп»
Задачи: закрепить знание сказок.
Развивать диалогическую речь.
Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.
Развивать умение выполнять различные игровые задания.
Воспитывать умение слушать своего товарища.
Предварительная работа:
Чтение сказок: «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса».
Материалы:
Маски: Курочка, медведь, коза, зайчик, мышка, кот.
Сюрпризный момент: наклейки сказочных героев.
Ход занятия:
В группу заходит сказочница, здоровается с детьми.
Сказочница:
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Сказочница: ребята, меня зовут сказочница, а, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете? (ответы детей). Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам. Путешествие у нас будет не обычным, для начала я раздам вам маски животных, и когда мы будем подходить к той или иной сказке, то вы будете сами становиться героями сказки, надев нужную маску.
Сказочница:
Петя торопился,
Вот и подавился,
Курочка хлопочет,
Петушка выручить хочет.
Дети: это сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Один из детей одевает маску Курочки.
Сказочница: Непоседе петушку лишь бы торопиться,
Курочка теперь маслице ищет.
Сказочница:
Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной
Он, сам того не ведая,
Несёт её домой.
Дети: это сказка «Маша и медведь». Один из ребят одевает маску медведя.
Сказочница: как в сказках называют медведя? (Михаил, Миша Косолапый, Михайло Потапыч, Топтыгин и т. д.)
Сказочница: Медведь огорчился, что Маша не осталась у него жить.
Давайте поиграем с ним, порадуем его.
Игра «У медведя во бору»
Сказочница:
Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
Дети: Козлята, сказка «Волк и семеро козлят». Ребёнок одевает маску козы.
Сказочница: Верно. Посмотрите, все ли в этой сказке верно?
Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?
(предложить ребенку с маской спеть песенку)
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла —
Молочка принесла;
Бежит молочко по вымечку,
из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю.
Сказочница:
В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловка,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь,
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Сказочница: Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?
Дети: сказка «Заячья избушка». Ребёнок одевает маску зайчика.
Сказочница: посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет.
(Дети спрашивают)
Зайчик: -как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы — ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.
Сказочница: посмотрите, на картинки к сказке. Расставьте героев по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?
Сказочница:
На поляне дом стоял,
Кто-то в домик забежал.
Поселилась там норушка,
Косой заинька с лягушкой,
Поселилась там лиса,
Серый волк, вот чудеса.
Дети: сказка «Теремок». (Один из ребят одевает маску мышки)
Сказочница: В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:
Мышка-…норушка;
Лягушка-…квакушка;
Зайчик-…побегайчик;
Лисичка-…сестричка
Волк-…зубами щелк.
А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:
Косолапый-…медведь;
Косой-…заяц;
Кумушка-…лиса;
Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.
Сказочница:
Петушок глядит в окошко,
Видит россыпи горошка.
Под окном сидит лиса,
Вызывает петушка.
Дети: сказка «Кот, петух и лиса» (Один из ребят надевает маску кота).
Сказочница: вспомните, какой музыкальный инструмент захватил с собой кот, когда отправился выручать петушка.
Дети: Гусли.
Сказочница: ну вот, наше путешествие заканчивается. Наверное, вы сильно устали, так что давайте поиграем.
Мы по сказке походили,
В ней все круто изменили (идут на месте)
Мы ногами топали, (топают)
Мы в ладоши хлопали (хлопают)
Будут в сказке помнить нас.
Наклонились мы на «раз», (наклонились)
На «два» поднимались, (выпрямились)
Всем поулыбались. (улыбнулись)
И опять потопали (топают)
И ручками похлопали (хлопают)
Вот какие молодцы,
Вот какие удальцы! (руки на пояс)
Сказочница: ну вот, мы и вернулись. Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это я вам приготовила для вас сюрприз (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)
А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались?
В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо!