Винера Халитова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Разучивание стихотворения «Апрель» С. Я. Маршака»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Учить слушать и различать звуки весны;
• Учить правильно выражать и излагать свои мысли. Отвечать на вопросы воспитателя полным предложением
• Продолжать знакомить детей с творчеством С. Я. Маршака.
• Закреплять знания детей о признаках весны;
• помочь им запомнить и выразительно читать новое стихотворение, используя мнемотаблицу.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Разучивание стихотворения „Апрель“ С, Я, Маршака“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Маршак С.Я. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
• Совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в индивидуальном декларировании стихов.
• Уточнять и расширять словарь детей о весне.
• Развивать внимательность и наблюдательность, правильно складывать пазлы и описывать их содержание
• Воспитывать эмоционально-радостного отношения к встрече с весной.
• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Методические приё мы:
• Эмоциональный настрой
• Речевая гимнастика (скороговорка и чистоговорка)
• Игровая мотивация «письмо от весны»
• д/и «Собери пазлы»
• прослушивание аудио звуков весны
• д/ и «Что напутал художник»
• Д/и «Угадай героя и название сказки»
• Чтение стихотворения С, Я. Маршака «Апрель»
• Беседа по содержанию
• Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы
• Физ. Минутка
• Чтение стихотворения детьми с помощью мнемотаблицы
• Сюрпризный момент приход весны
• Итог
Словарная работа: Активизировать слова: греет, тает, набухают, возвращаются, бегут, подснежник. Познакомить с новым словом: валежник, капель. Валежник — это опавшие ветки с деревьев. Капель – таяние сосулек, снега
Материалы к занятию : конверт с письмом от весны, 3 конверта с признаками 3 времен года, портрет С. Я. Маршака, пазлы в 6 конвертах с признаками весны, костюм Весны, корзина с подснежниками, страницы из книг С. Я Маршака, книжки С. Я Маршака, картина «Что напутал художник» мнемо таблица с чистоговоркой, мнемо таблица к стихотворению С. Я Маршака «Апрель», аудио запись звуков весны
Предварительная работа:
• Наблюдения за явлениями природы весной (тает снег, солнце яркое, бегут ручьи, дни длиннее, прилетают птицы, медведь просыпается,
• Прослушивание звуков весны
• коллективные индивидуальные беседы с детьми о весне, рассматривание иллюстраций;
• знакомство с творчеством С. Я. Маршака, чтение художественной литературы, составление рассказов о красоте весеннего пейзажа,
• разучивание стихотворений о весне.
• Подборка книг С. Я Маршака в библиотеке,
• знакомство детей с методикой мнемотаблицей Ход занятия :
Воспитатель: Здравствуйте! – Ты скажешь человеку
Ребенок: Здравствуйте!
Воспитатель: – Улыбнется он в ответ
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Что заглянуло к нам гости? Верно солнышко. давайте мы по приветствуем его
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую.
. Давайте поздороваемся с нашими гостями на двух языках:
Саламатсызбы, здравствуйте,
Садитесь ребята на стульчики.
Я предлагаю вам поиграть в игру и немножко размять наш язычок. Я начну, а вы закончите предложение. (игра проводится с поочередным усилением и ослаблением звука голоса)
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша.
Ро-ро-ро — у нас новое вед.
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.
Ре-ре-ре — стоит дом на го.
Ри-ри-ри — на ветках снеги.
Ар-ар-ар — кипит наш само.
Давайте попробуем прочитать скороговорку с помощью картинок, которые помогут вам ее быстро запомнить.
Пекла для Варюшки
Подружка ватрушку.
Подружке подушку сшила Варюшка
Дети пытаются читать быстро с помощью мнемоталицы.
Молодцы, детки. Ой, а что это?
Воспитатель подходит к окну
Посмотрите, лучик солнца
Бросил нам письмо в оконце
Интересно, дети,
От кого это письмо?
Показывает конверт светло-зелёного цвета.
А что бы узнать от кого письмо нам необходимо выполнить задание. У меня 6 конвертов. Что же в них? Пазлы вам нужно собрать их и описать, что у вас получилось?
Всё верно. Давайте я вам загадаю загадку. А вы внимательно послушайте и постарайтесь догадаться от кого это письмо. Хорошо?
Солнце светит ярко, улыбается
На деревьях почки появляются.
Тает снег и целый день
Во дворе звенит капель.
В скворечник птицы прилетают
Когда, скажите, так бывает?
Дети: Весной
Воспитатель: Правильно, весной, значит это письмо от кого? (от Весны)
• какие приметы весны вы знаете? назовите.
• Назовите 3 весенних месяц
• какой сейчас весенний братец у нас в гостях?
Детки, я вам предлагаю послушать звуки весны.
Послушайте как звучит весенний дождь. А это, что за звуки (пение жаворонка, журчание ручья)
Давайте прочтём, что же пишет нам Весна.
Спел мне песню соловей.
Про100 детский садик
Что живут в нё м ребятишки:
Смышлёные девчонки и мальчишки.
В гости к вам спешу друзья,
Готовьте встречу мне. Весна
P. S : Помогите мне, друзья,
В подарок получила картину я
Художник нарисовал мой портрет
Но в нем не узнаю себя.
Д/ И «Что напутал художник»
Детки, поможем весне? Давайте рассмотрим картину, что в ней напутал художник?
Молодцы. Мы исправили ошибки художника.
-Ребята, как же мы её встретим, чем удивим и порадуем?
Я думаю, что Весне будет очень приятно послушать стихи о ней. Ведь сколько замечательных стихотворений написано про весну, не перечислить. Многие из них мы уже читали. Но хорошие стихи надо слушать много раз, радуясь их мелодичности, необычайно ярким словам, как радуемся мы хорошему дню, солнышку, теплу.
- Ребята, я знаю замечательное стихотворение о весне «Апрель» любимого вами писателя- поэта и переводчика. Кто это детки? С. Я. Маршака (показ портрета).
Сегодня утром я проветривала нашу комнату шалун весенний ветерок сдул и перемешала страницы книг. Давайте разложим их на свои места. вы мне поможете? я прочту не большой отрывок. а вы назовете название и героев. Хорошо?
1. -Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо. Тихо…
Жили- были серый еж
И его ежиха («Тихая сказка»)
2. --Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку («Усатый полосатый)
3. -дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, Саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку
4. - Стала петь мышонку кошка:
мяу, мяу, спи, мой крошка!
мяу, мяу, ляжем спать,
мяу, мяу, на кровать («Сказка о глупом мышонке»)
5. Унесла мышонка кошка
И поё т: - не бойся, крошка.
Поиграем час другой
В кошки мышки, дорогой! («Сказка об умном мышонке»)
6. Робин бобин барабек
Скушал 40 человек
7. Три смелых зверолова
Охотились в лесах.
Над ними полный месяц
Сиял на небесах
Молодцы! вы очень хорошо знаете произведения С. Я Маршака
Детки, вы, наверное, устали. Давайте немножко отдохнем
Смотрите, солнышко заглянуло к нам в в группу.
Давайте поиграем с солнышко
ФИЗМИНУТКА
Солнце встало из-за тучки (встаём постепенно)
Мы протянем солнцу ручки. (поднимаемся на носочки)
И погреемся немножко (Потираем плечики)
И похлопаем в ладошки. (хлопаем)
1, 2, 3, 4, 5
Мы на стульчиках опять. (садимся на стульчики)
-Молодцы, весело поиграли с солнышком.
А сейчас я вам прочту стихотворение «Апрель», из книги С. Я Маршака «Круглый год», а вы внимательно послушайте:
На дворе звенит капель
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
-Понравилось вам стихотворение (Да)
Давайте вспомним о чём в нё м:
-Ребята, что говорилось о снеге в стихотворении? (тает) Правильно, тает снег.
- А ручьи, что делают (бегут) Бегут ручьи.
-Ребята, а что появилось на дорогах (лужи). На дорогах лужи.
-Кто выйдет после зимней стужи (муравьи) Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Словарная работа:
-Ребята, а что такое капель? (показывается фото)
-Ребята, а что такое валежник? Как вы это понимаете?
Валежник — это опавшие ветки с деревьев. (показывается фото валежника)
Лиза, скажи валежник. Давайте вместе скажем, валежник.
-А кто же пробирается сквозь густой валежник? (медведь) Пробирается медведь сквозь густой валежник.
-Дети, а кто стал песни петь?
Стали птицы песни петь.
-А как называется этот цветок (подснежник) И расцвёл подснежник.
А почему он называется подснежник?
-Вот какое интересное у нас стихотворение получилось.
Вам понравилось стихотворение? Хотите его заучить?
Давайте поиграем в игру «Закончи предложение»
-Ну что, ребята, может мы с вами выучим стихотворение для нашей гостьи - Весны.
А чтобы нам было легче его заучить составим мнемотаблицу.
Из чего состоит мнемотаблица? (из картинок и предложений)
Составление и чтение мнемотаблицы
(Чтение последующей строки начинается с предыдущей)
-Ну что, ребята, может мы с вами выучим стихотворение для нашей гостьи - Весны.
-А кто теперь хочет сам рассказать стихотворение,
- Молодцы!
Как вы думаете, понравится Весне наш подарок?
Раздаётся стук в дверь. Звучит музыка.
Воспитатель: Ой, ребята, кто к нам пожаловал в гости?
Входит весна.
Дети: ВЕСНА.
Весна: Верно, верно отгадали
Вижу, что меня узнали.
Рады все весне кругом
Всё вокруг зелёный дом.
Воспитатель: Весна, дети очень рады встрече с тобой, они приготовили для тебя подарки. Хочешь послушать?
Дети рассказывают 3 стихотворения о весне
1. Весна 2. Капают сосульки
К нам весна шагает Капают сосульки
Быстрыми шагами, Цвета голубого,
И сугробы тают Это значит, солнце
Под её ногами. К нам вернулось снова.
Чёрные проталины Мы красивой песней
На полях видны. Птиц прилёт отметим,
Верно, очень тёплые Громко с ними вместе
Ноги у весны. Мы весну приветим
3. «Апрель» С. Я Маршак 4. Теребел жашыл кийнип
Тает снег, бегут ручьи Табият турат кулпуруп
На дорогах лужи. Жашарып барат айлана
Скоро выйдут муравьи Ак кийминен кутулуп
После зимней стужи. 5. Келген куштар куу менен,
Пробирается медведь Жаз саламын сайрашты.
Сквозь густой валежник. Туркун сонун ун менен,
Стали птицы песни петь Сызгырылтын айдашат
И расцвёл подснежник.
Мы и картину художника исправили. Посмотри.
Весна: Ну, спасибо за подарок
Но я тоже пришла к вам не с пустыми руками
Принесла я вам в подарок
Бумажные кораблики
Чтоб пускала детвора кораблики по весенним ручейкам.
А еще вот вам принесла корзину подснежников
Прощайте ребята,
Мне ведь пора
До свиданья детвора.
Звучит музыка Весна уходит.
Итог:
• - Ребята, с каким временем года мы сегодня встречались?
• - Вам понравилась встреча с весной?
• - Что сегодня мы с вами делали?
• С помощью чего мы заучивали стихотворение?
• - кто автор стихотворения? Как называется стихотворение?
• А вам понравились подарки весны?