Лариса Емельянова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в деревню»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
1. Учить детей составлять описательный рассказ по игрушке.
2. Закрепить умение согласовывать слова в предложение.
3. Развивать монологическую речь, интонационную выразительность речи.
4. Воспитывать любовь к народному искусству посредством фольклорных произведений.
5. Активизировать в речи детей существительные с обобщающим значением.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Путешествие в деревню“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Материалы. Магнитная доска, картинки с изображением домашних животных; маски животных; диск с записью песни и голосов птиц и домашних животных; игрушки (кот, петух, гусь, конь, коза, корова, утка, свинья); костюм тётушки.
Активный словарь. Домашние птицы, домашние животные, деревня, сарай, курятник.
Предварительная работа. Чтение:» В. Сутеев «Петушок», Л. Воронкова «Бедовая курица»; К. Паустовский «Кот-ворюга»; В. Левин «Лошадь»; А. Фет «Кот поет, глаза прищурил»; русская народная сказка «Зимовье зверей»; заучивание: С. Городецкий «Котенок»; заучивание потешек (ознакомление с русским народным фольклором).
Загадки: о домашних животных, домашних птицах.
Беседы на тему: «Почему они домашние», «Что мы знаем о домашних животных», «Что мы знаем о домашних птицах», «Такие разные животные».
Дидактические игры: «Чей домик?», «Домино», «Кто где живет?», «Угадай по голосу», «Кого не стало», «Чей малыш?», «Узнай по описанию», «Найди по описанию», «Домашние птицы», «Домашние животные».
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня у нас, ребята, необычное занятие. Мы с вами отправляемся в деревню к нашей знакомой тётушке Марии Егоровне. Поможет нам добраться до деревни наш любимый паровозик Пых.
(Дети рассаживаются в импровизированный поезд, звучит «Песенка паровозика», запись голосов птиц и домашних животных)
Тётушка: Здравствуйте, детушки, здравствуйте, дорогие. Я очень рада, что вы приехали ко мне в гости. Какие вы красивые, нарядные. Дайте я на вас полюбуюсь. Живу я в деревне со своими друзьями. Хотите узнать, кто мои друзья? Отгадайте загадки?
Гладишь-ласкается, дразнишь-кусается. (Собака)
- Правильно, это собака. (тётушка показывает иллюстрацию собаки)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (кошка)
- Молодцы, угадали, это кошка. (тётушка показывает иллюстрацию кошки)
Голодная мычит
Сытая жует
Всем ребяткам
Молоко дает. (корова)
- Правильно, это корова. (тётушка показывает иллюстрацию коровы).
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает.
Кря кричит, все это шутка.
Ну, конечно, это (утка).
- Да, вы правы, это утка. (тётушка показывает иллюстрацию утки).
Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (свинья).
- И с это загадкой вы справились, это свинья. (тётушка показывает иллюстрацию свиньи).
Петя, петя, петушок
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Петя рано встает
Голосисто поет:
Ку-ка-ре-ку.
- Правильно, это петух. (тётушка показывает иллюстрацию петуха).
Тётушка: Молодцы ребята, вы хорошо отгадываете загадки. А каких вы знаете животных и птиц, которые живут в деревне?
Дети: Корова, коза, свинья, курица, петух, гусь, утка, индюк.
Тётушка показывает иллюстрации всех домашних животных и птиц.
Тётушка: Всех моих друзей назвали, но утку, гуся, петуха, индюка, как можно назвать одним словом?
Дети: Домашние птицы.
Тётушка: А корова, коза, конь, свинья?
Дети: Домашние животные.
Тётушка: А почему их так называют?
Дети: Потому, что они живут дома, рядом с человеком.
Тётушка: Молодцы, правильно. Дети у меня случилась беда, ножки мои разболелись, а мне нужно моих друзей загнать в их домики. Поможете мне?
Дети: Да!
Тётушка: А вы знаете кто-где живет?
Дети: Да, птицы в курятнике, животные в сарае.
Тётушка: Вот они у меня все стоят, подойдите каждый возьмите, кто кому нравится, садитесь и рассмотрите их. А теперь давайте загоним их в свои домики.
Дети: Встают по одному, относят игрушку в домик и говорят:
Курица - живет в курятнике
Гусь - живет в курятнике.
Петух - живет в курятнике.
Корова - живет в сарае.
Коза - живет в сарае.
Свинья - живет в сарае.
Конь - живет в конюшне.
Тётушка: Дети! Понравились вам мои друзья? Я знаю, что вы о моих друзьях знаете много потешек, расскажите их, пожалуйста, я очень люблю слушать.
Дети рассказывают потешки:
Как у нашей кошки,
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
***
Ходит конь по бережку
Вороной по зеленому
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает,
Все колечушки бряк- бряк-бряк.
***
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ
Глазками хлоп-хлоп
Кто каши не ест-
Молока не пьет
Забодаю, забодаю.
***
Идет, идет петушок,
Набок колпачок,
Красная бородка,
Костяная головка,
Сам рано встает
И другим спать не дает,
На заборах сидит,
Больше всех кричит.
Тётушка берет петушка в руки и говорит: «Дети, петушку очень понравилась потешка про него, что он даже вышел из своего домика и захотел с вами поиграть.»
Тётушка надевает шапочки на детей и предлагает поиграть.
Игра «Про петушка»
Трух-трух-трух.
Ходит по двору петух,
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит:
Петушки, петушки
Золотые гребешки,
Все ко мне бегом
Угощу вас всех зерном.
(дети прибегают к тётушке, приседают на корточки и клюют зернышки).
Клюйте, петушки, зернышки.
Вот вы зернышки поели,
Вы бы песенку мне спели.
(дети поют: ку-ка-ре-ку).
Тётушка: Понравилась вам игра?
Дети: Да!
Тётушка: Ну что же поиграли? А теперь приглашаю вас в дом, я вас чаем угощу. Дети, я забыла оладушки испечь, помогите мне! Приготовили ручки, приговаривайте со мной и лепите оладушки:
Ладушки-ладушки, где были - у бабушки.
Испекла нам бабушка сладкие оладушки,
Маслом поливала, деткам раздавала:
Маше - два
Лизе - два
Артёму - два
Андрею - два
Всем раздала.
Тётушка: Вкусные оладушки?
Дети: Да!
Тётушка: Детки, а кто скребется к нам в дверь? (тётушка открывает дверь и выносит игрушки: кота и собачку). Вот они - мои любимые собачка и котик, посмотрите на них. Я буду рассказывать о котике, а вы о собачке.
Котик беленький.
Дети: Собачка чёрненькая.
Тётушка: Котика зовут Васька.
Дети: Собачку зовут Дружок.
Тётушка: Шубка у котика мягкая, пушистая.
Дети: Шубка у собачки мохнатая, тёплая.
Тётушка: Хвостик у котика длинный.
Дети: Хвостик у собачки короткий.
Тётушка: Носик у котика розовенький.
Дети: Носик у собачки чёрненький.
Тётушка: Котик ловит мышей.
Дети: Собачка сторожит дом.
Тётушка: Котик живёт дома, около печки.
Дети: Собачка живет в будке.
Тётушка: Котик мяукает. (мяу-мяу)
Дети: Собачки гавкает. (гав-гав)
Тётушка: Котик любит молочко.
Дети: Собачка любит косточку.
Тётушка: А теперь котик хочет послушать, чтобы о нем рассказали, дети.
Это кот Васька, он живет дома, за печкой, шерстка у него белая, мягкая, пушистая, глазки темные, как бусинки, хвост длинный, пушистый, на лапках коготки, Васька любит молочко, просит: «Мяу, дайте молочка». А попьет молочко, отвечает: «Мур-мур-мур».
Ребенок составляет рассказ.
Тётушка: Котику очень понравилось, как вы составляли о нем рассказ. Большое спасибо, что вы приехали ко мне в гости. Вот вам гостинцы, приезжайте ко мне ещё!
Дети: До свидания Мария Егоровна! Спасибо за угощение!
(Дети рассаживаются в импровизированный поезд, звучит «Песенка паровозика»)