Людмила Честнова
Конспект занятия по развитию речи с использованием моделей в средней группе «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Учить детей рассказывать сказку, используя модели персонажей сказки по
заданному признаку (цвету, форма, величина, отвечать на вопросы поискового
характера, требующие умозаключения, объяснять смысловое значение пословиц
2. Дать представления детей о понятии «лубяная избушка», «деревянная избушка»,
развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять сочувствие к положительному
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием моделей в средней группе „Путешествие по сказке „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
герою, оценивать нехорошие поступки. Формировать умения передавать краткое
содержание сказки.
3. Развивать у детей чувства сопереживания, сочувствия, стремление помогать
друг другу.
4. Воспитывать у детей любовь к русскому народному фольклору.
Словарь:
активизация: побуждать использовать в речи уменьшительно-ласкательные
слова (избушка, зайчик и. т. д.); прилагательные "грустный", "весёлый", "хитрая" и т. д.
обогащение: «Избушка лубяная, избушка ледяная», «несу косу, хочу посечи», плутовка.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», беседа по
содержанию сказки, рассматривание иллюстраций разных художников по сказке,
загадывание загадок; разучивание физминутки «зайцы».
Материал: Книжка-сказка «Заюшкина избушка», конверты с набором условных
заместителей к сказке «Заюшкина избушка» (кружки одинаковой величины, но
разного цвета). Картинки с героями сказки.
Ход занятия.
Дети на ковре стоят в кругу.
Вос-ль: Лети, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
А сейчас посмотрите все на меня.
Вос-ль: У меня в руках книга сказок. На нее налетел сильный ветер и унёс из книги
героев сказки «Заюшкина избушка». Что бы выручить наших героев нужно самим
попасть в сказку. Вы хотите попасть в сказку? Вы готовы?
Вос-ль: Тогда возьмитесь за руки и закройте глаза.
Включается спокойная музыка.
Вос-ль: под спокойную музыку говорит:
Тише, тише, тишина.
Сказка к нам идёт сама Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла. фея (вос-ль одевает плащ феи) Я - фея.
Вос-ль: Вот мы и попали в сказочную страну. Я буду помогать вам, если будет трудно.
Что бы помочь нашим героям, нужно выполнить разные задания, если вы выполните задания правильно, герои тут же будут возвращены в сказку.
Вос-ль: первое задание- нужно отгадать загадки:
Лежит - молчит,
Подойдешь - Заворчит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
Вос-ль: Молодцы это - собака (на доску выставляется картинка с изображением
собаки).
Вос-ль: Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Вос-ль: Молодцы это - Волк (на доску выставляется картинка с изображением волка).
Вос-ль: Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
Вос-ль: Молодцы это - медведь (на доску выставляется картинка с изображением
медведя)
Вос-ль: Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
Вос-ль: Молодцы это - заяц (на доску выставляется картинка с изображением зайца)
Вос-ль: Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком заметает.
А как её зовут, кто знает?
Вос-ль: Молодцы это - лиса (на доску выставляется картинка с изображением лисы)
Вос-ль: Вы помогли вернуться в сказку нашим сказочным героям. Каким? Дети перечисляют. Садятся за столы.
Вос-ль: обратила внимание на осанку детей за столом.
Вос-ль: Первую задачу мы с вами выполнили. Для того, что бы вернуть в сказку следующего героя, мы должны выполнить второе задание.
На столах для каждого ребенка в тарелках лежит фасоль и горох.
Вос-ль: Вам необходимо перебрать фасоль и горох в разные тарелочки. Перебирая
нужно проговаривать вот такие слова: «Раз фасоль, два горох.»
Вос-ль: Мы с вами выполнили следующее задание. Кто в этой сказке любит горох?
Вос-ль: Вот и вернулся петушок в сказку.
Вос-ль: Мы с вами перебрали фасоль и хорошо потрудились. У вас было
домашнее задание. Выучить пословицы о труде? Кто хочет рассказать нам
пословицы о труде.
Физминутка
Зайцы утром рано встали Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте.)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Гпубокий вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Дети садятся.)
Дети переходят на ковер.
Вос-ль: Ребята скажите мне, пожалуйста, чем сказки отличаются от рассказов?
Давайте вспомним эту сказку. В какой избе жила лиса, а заяц?
Вос-ль: А что значит - «лубяная избушка», как вы думаете? (деревянная)
Вос-ль. Достает «чудесный мешочек» и предлагает ребенку достать содержимое
мешочка (два брё внышка: одно с карой, другое без коры). Предлагает детям потрогать, погладить брёвнышки.
Вос-ль: Чем отличаются они? (ответы детей)
Вос-ль: Вот если бы избушка была сделана из таких гладеньких брёвен,
чистеньких без коры, она бы называлась- деревянной. А вот если избушка сделана из таких брёвнышек с карой, то она бы называлась- лубяная.
Вос-ль: Что случилось с зайцем?
Вос-ль: Хорошо ли поступила лиса с зайцем?
Вос-ль: Как можно охарактеризовать поступок лисы?
Вос-ль: Какая лиса в этой сказке?
Вос-ль: А какой зайчик? (ответы детей)
Вос-ль: Кого просил заяц о помощи?
Вос-ль: Почему они отказали зайцу в помощи?
Вос-ль: Кто оказался настоящим героем-освободителем? Что можно сказать о нем?
Вос-ль: Молодцы я вижу, вы хорошо знаете сказку.
Вос-ль: Посмотрите, у меня есть геометрические фигуры?
Вос-ль: Какие?
Вос-ль: Какого цвета круги?
(Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный) Я сказочная Фея и сегодня я
научу вас составлять сказку с помощью геометрических фигур. Круги нам заменят сказочных героев? Давайте договоримся. Для зайца, какой круг можно взять? (белый)
Вос-ль: Почему?
Вос-ль: А для лисы (оранжевый, почему?
Вос-ль: Для собаки (серый, почему?
Вос-ль: Для медведя (коричневый, почему? (ответ детей)
Вос-ль: Для петушка (красный, почему?
Вос-ль: Кроме разноцветных кружков, есть квадраты голубого и коричневого цвета? Для чего как вы думаете?
Вос-ль: Я волшебная Фея научу вас рассказывать сказку с помощью геометрических фигур, а вы мне будете помогать. Жили были. (заяц и лиса).
У лисы избушка (ледяная, а у зайца. (лубяная). Пришла весна
избушка и лисы что сделала? (растаяла). Лиса стала проситься к зайцу. Заяц пожалел лису и пустил ее в свой домик. Лиса взяла его и выгнала. Кто пришел первым на помощь (собака). Собака выгнала? Что лиса собаке говорила?
Вос-ль: предлагает детям продолжить рассказывать самостоятельно сказку.
Вос-ль: Молодцы. Вам понравилось рассказывать сказку с помощью геометрических фигур? А теперь пора возвращаться в детский сад.
А Теперь давайте встанем, закроем глаза и я скажу волшебные слова :
«Тише, тише, тишина Сказка к нам идёт сама ветерком прохладным вея в сказку
дверь закрыла. фея»
Вос-ль: Вам понравилось путешествие по сказке. Из какой сказки мы возвращали
героев?
Вос-ль: Какую сказку вы бы хотели рассказать по геометрическим фигурам в
следующий раз?
Вос-ль: А за то - что вы такие молодцы, знаете хорошо сказку, хорошо ее
пересказывали, Фея вам оставила вот эти книгу в подарок (детям дарится книга со сказками).