Людмила Остапенко
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Птицы нашего края»
Воспитатель:
Остапенко Л. Н.
г. Евпатория 2015 г.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Тема: Птицы нашего края
Цели:
- продолжать развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, учить составлять рассказ по серии сюжетных картин;
- упражнять детей в словообразовании, активизировать и обогащать словарный запас;
- учить четко произносить звуки «ф», «ш», «с», произносить слова и фразы с разной силой голоса;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края, к птицам, желание заботиться о них.
Материалы и оборудование: изображения птиц, сюжетные картинки, слова, видеосюжет, ТV+DVD – проигрыватель или ПК+ проектор.
Словарь: перелётные, оседлые, ласточка, стриж, скворец, галка, дикие утки и гуси, чибис, пеночка, кукушка, соловей, ворона, воробей, голубь, синица, поползень, свиристель, снегирь, клест.
Ход занятия
1. Вступительная беседа.
Воспитатель обращается к детям и читает стихотворение
А. Кондратьева:
Доброе утро! Птицы запели.
Прячется вся темнота по углам,
Добрые люди, вставайте с постели!
Солнце взошло и идет по делам.
Дети стоят в кругу.
Педагог предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!».
Воспитатель:
- Как нужно говорить эту фразу?
Ответы детей:
- (Радостно улыбаясь, весело.)
Воспитатель:
- Почему?
Ответы детей:
- …
Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.
Педагог еще раз читает строки стихотворения, а затем спрашивает:
- Скажите, ребята, какое сейчас время года?
Ответы детей:
- (Зима)
Воспитатель:
- В стихотворении есть фраза: Птицы запели! Для зимы эта фраза подходит?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Почему?
Ответы детей:
- … (Зимой птицы не поют.)
Воспитатель:
- Почему?
Ответы детей:
- … (Некоторые птицы улетели в теплые края.)
Воспитатель:
- Зачем?
Ответы детей:
- … (Потому что наступило холодное время года — зима.)
Воспитатель:
- Все ли птицы улетели?
Ответы детей:
- … (Некоторые птицы улетели в теплые края.)
Воспитатель:
- Птицы, которые улетают, как называются?
Ответы детей:
- (Перелетные.)
Воспитатель:
- А те птицы, которые остаются?
Ответы детей:
- (Оседлые.)
Воспитатель:
- Что значит «перелетные»?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Что значит «оседлые»?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
Ой-ой-ой, ой-ой-ой.
К нам пришел волшебник злой.
Он руками замахал,
Всех детей заколдовал.
Дети руки вверх подняли
И деревьями вдруг стали.
Дети поднимают руки вверх и каждый придумывает, каким деревом он станет.
Воспитатель:
- Так много деревьев — мы попали в лес. Шумит лес от ветра: фу-фу-фу, качаются деревья, шуршат ветками. Как деревья шуршат? (Ш-ш- ш, с-с-с, ш-ш-ш, су-су-су — красиво зимой в лесу.) Произнесите тихо, громче, громко.
Дети произносят звуки за воспитателем.
Воспитатель:
- В лесу зимой не слышно пения птиц. Улетели в теплые края, какие птицы?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- А как вы думаете, голоса, каких птиц мы можем услышать в зимнем лесу?
Ответы детей:
- … (карканье ворон)
Воспитатель:
- Да действительно один из видов птиц который остается на зиму это вороны. Теперь давайте мы представим, что превратились в ворон.
2. Физминутка
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны: кар-кар-кар! (Громко.)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали: кар-кар-кар! (Громко.)
Только к ночи умолкали
И все вместе засыпали. (Дети — тихо: кар-кар-кар.)
Педагог читает стихотворение, дети изображают ворон и каркают сначала громко, а в конце — тихо.
3. Продолжение беседы
На фланелеграфе (или на столе) иллюстрации с изображением птиц городских, лесных. К каждому изображению приготовлены их названия. По мере беседы, когда воспитатель называет названия птиц, дети подбирают соответствующее им название и читают его.
Воспитатель:
- Улетают ласточки,
- Стрижи
- Скворцы
- Галки
- Дикие утки
- Дикие гуси
- Чибисы
- Пеночки
- Кукушки
- Соловьи и многие другие лесные птицы.
А кто же остался?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Да это городские птицы :
- Вороны
- Воробьи
- Голуби
- Синицы
- Лесные птицы :
- Поползень
- Свиристели
- Прилетят снегири, клесты.
Перед детьми картинка «Клест».
Воспитатель:
- Знаете ли вы, что клест — единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Клёст - гнездящаяся оседлая птица Горного Крыма. Гнездится в сосновых лесах южных склонов в декабре-апреле. В кладке 3-5 яиц, самка насиживает 14-16 дней, примерно две недели птенцы находятся в гнезде. Слетевшие с гнезд молодые птицы регулярно встречаются в сосновых лесах Крыма с начала мая.
Основным кормом являются семена сосен, а в парках - хвойных экзотов (кипарисы, кедры). Для добывания семян из шишек используется специально приспособленный для этого клюв, концы надклювья и подклювья которого перекрещиваются.
Воспитатель:
- Как вы думаете, что для птиц и для животных страшнее — холод или голод?
Ответы детей:
- (голод)
Воспитатель:
- Почему?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Конечно, голод! Что нужно сделать, чтобы птицам, оставшимся зимо-вать, не были страшны холод и голод?
Ответы детей:
- … (Подкармливать)
Воспитатель:
- Чем?
Ответы детей:
- … (Семенами, семечками, крупами, крошками хлеба)
Воспитатель:
- А сейчас давайте посмотрим, как приходится зимующим птицам выживать зимой.
4. Просмотр видеосюжета.
Воспитатель:
- Какие выводы вы можете сделать из просмотренного видеосюжета?
Ответы детей:
- …
5. Составление рассказов по картинкам.
Перед детьми картинка «Птичья столовая». (Можно подобрать другую подходящую.)
Воспитатель задает детям соответствующие картине вопросы по её сюжету.
Вопросы:
Какое это время года? Где происходит начало действия? Куда пове-сили кормушку? Какие птицы прилетели к кормушке? Если бы птицы умели говорить, что бы они сказали детям? Чем запомнилась эта история? Кто является главными героями вашего будущего рассказа? Какое название вы дадите вашему рассказу?
Затем детям предлагается составить рассказ по разным сюжетным картинкам. Заслушиваются 3—4 рассказа.
6. Пальчиковая игра «Полет птиц»
Руки скрещены в запястьях, пальцы — крылья — расслаблены, лежат на предплечьях - птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, дру-гим. Взлетает. Взмахи рук - крыльев - легкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев.
Итог занятия.
Воспитатель предлагает детям с родителями сделать кормушки для птиц, развесить возле дома (а можно на балконе) и наблюдать, какие птицы прилетают к кормушке, что больше нравится птицам. И зарисовать вместе тех птиц, которые прилетают.
По итогам зарисовок оформить выставку детских работ «Наши пернатые друзья».