Кристина Леонова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Описание сюжетной картинки «Собака с щенятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение детей описательному рассказу методом моделирования.
Задачи:
1. Закрепление представлений детей о домашних животных, особенностях их внешнего вида (части тела, особенности окраски, поведения и пр.).
2. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы с помощью моделирования.
3. Обогащение словаря за счёт новых слов. Активизация словаря.
4. Упражнение в образовании относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образовании
существительных в форме родительного падежа, единственного и множественного числа.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе, Описание сюжетной картинки „Собака с щенятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
5. Совершенствовать движения артикуляционного аппарата, за счёт имитационных упражнений.
6. Воспитывать интерес к рассматриванию и рассказыванию о домашних животных, бережное отношение к ним.
7. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
8. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа: беседа о собаках, их повадках, об особенностях внешнего вида. Чтение сказки «Как собака друга искала», стихов и потешек, рассматривание иллюстраций.
Оборудование:
1. Игрушка щенок
2. Картинка «Собака с щенятами»
3. Конверт
4. Карточки-модели описательного рассказа по сюжетной картинке о животных.
Ход занятия:
(Дети сидят на ковре).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто захотел к нам в гости. Я его встретила по дороге в садик. Вот, что он говорит про себя:
Я умею громко лаять,
А еще хвостом вилять,
Я за кошками гоняюсь
И на них люблю рычать.
Домик мой из досточек,
А грызу я косточки.
(Воспитатель достает из-за спины игрушку щенка).
Ребята, кто это?
(Ответы детей).
Давайте с вами ребята придумаем кличку нашему щенку?
(Ответы детей, выбираем более популярный ответ, например, Шарик).
Хорошо, нашего щенка будут звать Шарик. Давайте узнаем, откуда он пришел к нам.
(Воспитатель просит одного ребенка спросить у щенка откуда он, щенок отвечает-убежал от мамы-собаки).
Ребята, хороший это поступок или нет?
(Ответы детей).
(Воспитатель находит конверт).
Ребята, посмотрите, нам пришло письмо, тут написано, что с картины убежал щенок, и картина сама лежит, посмотрите
(Воспитатель достает картинку из конверта).
Никто из вас этого щенка не видел?
(Ответы детей).
Шарик, неужели ты с картинки сбежал?
Шарик: Да…
Надо показать шарику, как хорошо быть дружными!
Физкультминутка «Дружные щенята»:
Дружные щенята весело бегут,
Голосочком звонким песенку поют:
Гав-гав, гав-гав-гав!
А потом передние показали лапки,
Ну а лапки задние ставят все на пятки.
Кто на пяточку не смог,
Ставит лапку на носок.
А затем все парами разбежались дружно,
Взялись крепко за руки – покружиться нужно.
А теперь давайте дружно пройдем за столики и подумаем, как мы сможем вернуть нашего Шарика к маме!
(Дети садятся за столы).
Какие у вас есть предложения?
(Ответы детей).
А я хочу вам предложить рассказать Шарику какие у него братья и сестры, и мама какая, тогда он вспомнит их, и захочет вернуться, я уверена, что он сможет найти дорогу!
Посмотрите на щенят внимательно.
Сколько всего щенят?
Сколько взрослых собак? Как можно их назвать ласково?
Какого цвета животные? Какие еще бывают расцветки у собак?
Какое настроение у них? А какое еще настроение бывает?
Шарик, садись к ребятам, а мы сейчас вспомним, как можно рассказать про животных.
(Шарик садится рядом с детьми на стол, воспитатель достает изготовленные карточки-модели описательного рассказа про животных).
Сначала давайте я вам напомню, как мы строим наш рассказ, я буду рассказывать про пса, который лежит:
Сначала говорим название. Это собака.
Затем где живет, домашнее или дикое животное. Собака – домашнее животное, она живет в будке или конуре.
Дальше следует рассказать про части туловища, цвет и размер, особенности. Этот пес белый, с коричневыми пятнами, он большой. У него есть коричневые пятна даже вокруг глаз. Нос у него черный. Шерстка мягкая, гладкая. У него 4 лапы, хвост, 2 глаза, нос, 2 уха, туловище, пасть.
Следующее – это действия животного на картинке. Этот пес спит, наверное, он устал, может быть это папа щенят.
Потом следует рассказать свое отношение к этому животному на картинке. Мне понравился этот пес.
А теперь разомнем наши губки и язычки!
Артикуляционная гимнастика.
Улыбается щенок, Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог, вот, смотри,
Сейчас.
(Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка». Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза).
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
(Учимся делать упражнение «Лопата». Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза).
Теперь давайте вы расскажете щенку про его семью! Кто хочет описать того же пса, что и я?
(Педагог выбирает одного ребенка, который рассказывает по модели, ее можно дать ребенку в руки, если ребенок затрудняется, то подсказывать, задавать наводящие вопросы).
Теперь давайте Маша (например) нам расскажет! Маша, про кого ты хочешь рассказать?
(Ребенок выбирает себе животное с картинки, описывает, аналогично дети рассказывают об оставшихся собаках).
Ребята, вы большие молодцы! Щенок вспомнил свою семью и очень соскучился по ней! Давайте попрощается с ним, пусть он возвращается к своим родным!
А теперь расскажите мне, что вам больше всего понравилось на картинке? (Узнать у каждого ребенка, просить отвечать полным предложением «Мне понравилось на картинке…»).