Анжелика Хаметова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Времена года»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (составление простого распространенного предложения с опорой на картинку).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, памяти, мышления.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Корзинка, сюжетные картинки по теме «Признаки времен года», картонные круги красного, желтого, зеленого и белого цветов диаметром 20 см, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (составление простого распространенного предложения с опорой на картинку).]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках и предлагает выбрать картинки. Дети выбирают картинки, благодарят логопеда и проходят в кабинет.
Логопед. Расскажите о том, что делают дети у вас на картинках.
1-й ребенок. Дети собирают разноцветные листья.
2-й ребенок. Малыши катаются на санках.
3-й ребенок. Мальчики пускают кораблики в ручейке.
4-й ребенок. Девочки купаются в озере.
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо рассказали о том, что делают дети.
2. Игра «Разноцветные круги». [Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи. ]
Логопед помещает на наборное полотно разноцветные круги.
Логопед. А теперь давайте подумаем, какое время года на каждой из ваших картинок, как об этом можно догадаться.
1-й ребенок. Осенью листья разноцветные. У меня на картинке осень.
2-й ребенок. Зимой выпадает много снега. У меня на картинке зима.
3-й ребенок. Весной тает снег и бегут ручейки. У меня на картинке весна.
4-й ребенок. Летом можно купаться и загорать. У меня на картинке лето.
Логопед. Вы очень хорошо объяснили, какое время года на каждой картинке. Теперь мы можем поиграть в игру «Разноцветные круги». Посмотрите на них. Подумайте и объясните, какой круг подходит для времени года на вашей картинке.
1-й ребенок. Для осени подходит желтый круг. Осенью желтеют листья.
Логопед. Правильно. Прикрепи свою картинку на желтый круг.
2-й ребенок. Для зимы подходит белый круг. Зимой много белого снега.
Логопед. Верно. Прикрепи свою картинку на белый круг.
3-й ребенок. Для весны подходит зеленый круг. Весной появляются зеленые листики и зеленая травка.
Логопед. Отлично. Можно закрепить свою картинку на зеленом круге.
4-й ребенок. Для лета остался красный круг. Летом светит красное солнышко.
Логопед. А еще лето называют красным. Прикрепи свою картинку на красный круг. Вы все отлично сделали. Похлопайте себе.
3. Упражнение «Допиши буквы». [Развитие зрительного восприятия и внимания. Профилактика нарушений письменной речи. ]
Логопед убирает разноцветные круги и пишет на доске буквы с недостающими элементами.
Логопед. Вы можете догадаться, какие буквы я хотела написать? Помогите мне, пожалуйста. Допишите буквы.
Дети дописывают буквы, логопед предлагает им оценить работу друг друга.
4. Подвижная игра «Веснянка». [Координация речи с движением, развитие общей моторики. ]
Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. Идут по кругу, взявшись за руки.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу друг за другом на носочках.
Прилетели сто грачей, Бегут, взмахивая руками как крыльями.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают
А цветочки подрастают. Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки.
5. Упражнение «Повтори за мной». [Формирование правильного уклада свистящих звуков. Развитие артикуляционной моторики. ]
Логопед приглашает детей к зеркалу, просит сесть правильно и выполнить упражнения «Насос» и «Комарик» (упражнения повторяются по 3—4 раза).
Логопед. А теперь повторяйте по цепочке за мной: са, сы, сэ, за, зы, зэ.
Логопед следит за тем, чтобы дети тянули свистящие звуки в словах.
6. Игра «Передай мяч». [Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]
Логопед вновь приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. А теперь игра «Передай мяч». Я произношу звук и передаю мяч одному из вас. Тот, кто получил мяч, должен вспомнить слово на заданный звук и передать мяч дальше. (Передает мяч.) Звук [а].
1-й ребенок. Аист.
2-й ребенок. Астра.
3-й ребенок. Алла.
4-й ребенок. Алик.
Логопед. Звук [у].
1-й ребенок. Улей.
2-й ребенок. Утка.
3-й ребенок. Ушки.
4-й ребенок. Улица.
Логопед. Звук [о].
1-й ребенок. Ослик.
2-й ребенок. Осень.
3-й ребенок. Оля.
4-й ребенок. Обруч.
Логопед. Звук [и].
1-й ребенок. Ира.
2-й ребенок. Искры.
3-й ребенок. Иглы.
4-й ребенок. Индюк.
Логопед. Молодцы!
7. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед убирает мяч и предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли, что еще делали, что им понравилось больше всего. Обязательно оценивается работа каждого ребенка.