Ольга Колганова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Дары осени»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 186 «Ладушки»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Дары осени».
Тема занятия : «Дары осени».
Подготовила:
воспитатель 1 категории
Колганова Ольга Ивановна
Барнаул, 2021
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Дары осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Цели занятия : учить формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между явлениями живой и неживой природой; расширять знания детей о природе родного края; закреплять знания детей о грибах, ягодах, овощах, фруктах; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме; продолжать формировать умение выражать свою точку зрения, проявлять внимательное отношение к настроению и самочувствию героев; развивать звуковую культуру речи; воспитывать любовь к природе
Оборудование: картины и иллюстрации с изображением осеннего леса, цветов, грибов, ягод, овощей, фруктов; муляжи грибов, овощей, фруктов.
Ход занятия:
Воспитатель:
Вот и осень перед нами :
Сжато поле, скошен луг.
И над лесом косяками
Гуси тянутся на юг.
За сараем стог соломы
И рябину во дворе
Из окна родного дома
Видно сельской детворе.
Частый дождь в окно трезвонит.
Ветер, шастая везде,
Золотые листья гонит
По серебряной воде.
Автор: В. Приходько
Воспитатель: Ребята, вспомните, как называется время года, когда мы с вами много гуляли, купались, загорали, было жарко? («Лето»)
Лето закончилось и наступила не менее прекрасная пора осень : красивая, богатая на урожаи овощей и фруктов, щедрая на дожди, ветра и холода. Сегодня утром пришла я в детский сад и встретила, как думаете кого? Сама Осень ходила по нашему саду. Заглянула она к нам, взмахнула своей волшебной веточкой, и превратила группу в красивый «золотой» лес, взмахнула еще раз и появились ее подарки (показывает на грибы, цветы, овощи и фрукты). Взмахнула третий раз и в ее корзину «посыпались» загадки, игры, пословицы, стихи, песенки и сказки. Отдала она мне эту корзинку, сказала что мы с ней встретимся на празднике «Золотой осени» и ушла. Давайте все вместе посмотрим, что находится в корзине? (Приоткрывает корзину, раздается песня и входит Маша.)
Воспитатель:
Гуляла Маша по лесу,
Погожим утром ранним.
Сбивала прутиком росу,
На ягодной поляне.
Венки красивые плела,
Да землянику ела.
Гуляла Маша одна
И по-тихоньку пела.
Маша:
Ягода малина, ягода черника
Ягода душистая - земляника.
Радовать они нас
Будут круглый год
Будем есть варенье
Будем пить компот.
Вот!
(Маша идет и находит гриб). Маша: Что это? Под кочкою крошка, только шляпка, да ножка.
Воспитатель: Ребята, что нашла Маша? (Гриб.) А как этот гриб называется? (Мухомор.) Правильно, ребята. Это – мухомор, его нельзя рвать, потом что он ядовитый.
Воспитатель: Маша, а почему ты гуляешь в лесу одна, где твои подружки?
Маша: Не знаю. АУ – АУ – АУ! Кажется, я заблудилась, кто мне сможет помочь, ребята? А может вы знаете?
Воспитатель: Ребята, Маша расстроилось, но мы с вами ей сможем помочь. Мы же совсем забыли про корзинку, а там я видела письмо. (Из корзины достается письмо и читается, что когда она ответит на вопросы и соберет осенний букет, тогда она сможет найти дорогу домой в деревню.)
Воспитатель: Здесь написано, что Маша сможет найти путь домой только если соберет осенний букет и ответит на вопросы!
Маша: А где я смогу найти сейчас цветы, сейчас осень и цветов уже нет. Я еще маленькая и на вопросы не умею отвечать.
Воспитатель: Ребята, поможем Маше? За ваши правильные ответы я буду давать вам красивую веточку, потом из них вы составите осенний букет и подарите Маше. Согласны? Видишь, Машенька, ребята тебе помогут, оставайся с нами и не переживай. Слушайте внимательно, первое задание «Отгадай загадку и придумай ласковое название».
Мы вчера в лесок зашли,
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки. ( Ответ: Гриб)
Назовите его ласково. (Грибочек)
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора — … ( Ответ: Боровик)
Назовите его ласково. (Боровичек).
Словно в масле их головки
И укрыться могут ловко.
Очень славные ребята — Золотистые … ( Ответ: Маслята)
Назовите их ласково. (Маслятки)
За грибами мы пошли
На рассвете розовом.
В белой рощице нашли
Крепкий… ( Ответ: Подберезовик)
А назовите его ласково. (Подберезовичек).
Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! ( Ответ: Белый гриб)
Назовите его ласково. (Беленький грибок).
У пенька на тонких ножках
Выросло грибов немножко.
Что за дружные ребята?
Это же грибы … ( Ответ: Опята
А их можете назвать ласково? (Опятки)
Этот гриб почти домашний,
Он растет в подвале нашем,
Вкусный из него бульон,
Это белый … ( Ответ: Шампиньон)
А как будет ласково? (Шампиньончик)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо знаете грибы и как они называются. Кто правильно угадал, возьмите по одной веточке. Ребята, а хотите прямо сейчас оказаться в лесу и прособирать грибы и ягоды? Давайте представим, что мы на лесной полянке, где много грибов и ягод. Но сразу скажу вам по секрету, что здесь живет хозяин-леса - он косолапый и большой, и не только любит мед, но и грибы с ягодами. Кто же это? (Медведь)
Воспитатель: Задание про грибы мы выполнили, посмотрим в корзину что еще осень там приготовила для нас.
Воспитатель читает задание: «Вспомнить и назвать овощи с фруктами. Разложить фрукты и овощи в разные корзины, а так же отгадать их на вкус».
Воспитатель показывает детям картинки с овощами и фруктами, они отгадывают фрукт это или овощ, раскладывают их по корзинам и описывают вкус.
Маша: Ребята, молодцы вы так много назвали овощей с фруктами. А знаете ли вы пословицы и стихи про них? (Чтение стихов и рассказывание пословиц детьми). Какие вы молодцы! Я тоже знаю стишок про яблоко!
Что за яблочко!
Оно Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто мёдом налилось,
Видны семечки насквозь
Воспитатель: Молодец, Машенька! А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки про овощи и фрукты. Отгадки перед вами на столе. Отгадав загадку вы получите веточку для букета.
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена.
(Тыква)
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек.
Что это?
(Горошек)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)
Фиолетовый кафтан
Носит овощ …
(Баклажан)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные.
(Огурцы)
Маша: Ребята, а вы знаете как заготавливают фрукты, овощи и грибы на зиму, и что из них делают?
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Хозяйка». Отвечать можно хором, только словами: «да» и «нет».
Яблоко – это овощ? (нет, это фрукт? (да, из яблока варят варенье? (да). А что еще? (павидло, компот, сок).
Помидор – это фрукт? (нет, это ягода? (нет, это овощ (да). Его сушат? (нет). Солят? (да). А что еще делают? (сок, салат).
Грузди – это грибы? (да). Их сушат? (нет). Сок делают (нет). Солят (да).
Вишня – это овощ? (нет, это ягода? (да, Что делают из вишни? (сок, компот, варенье). (Сразу после ответов раздаются детям веточки)
Маша: Вы такие хорошие хозяйки и хозяева, так много знаете, что можно готовить из овощей и фруктов, вы молодцы.
Воспитатель: А сейчас, ребята, возьмите веточки для букета Машеньки. Посмотрите, как много у вас веточек, давайте сделаем из них букет для Маши. (Дети составляют букет и отдают его Маше).
Воспитатель: Маша, посмотри какой красивый букет ребята сделали для тебя ребята. Букеты можно делать не только летом из цветов, но и осенью из красивых осенних веток и листьев.
Маша: Теперь я знаю, что букеты бывают осенние и они то же очень красивые.
Воспитатель: Ребята, как по вашему, изменилось настроение у Маши? Какое оно стало? ( ответы детей: радостное, веселое, хорошее). Почему вы так решили? ( ответы детей: лицо – веселое, глаза - радостные, ротик - улыбается). Машенька очень рада и теперь она знает, как вернуться к бабушке и дедушке домой. Давайте попрощаемся с ней.
Маша: Я так рада, ребята, что вы мне помогли и сейчас мне пора уходить домой. До свидания.