Анна Владимировна Фоминцева
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Городские зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Городские зимующие птицы».
Задачи:
Образовательные: закрепить понятие «зимующие птицы»; дать детям представление о видах питания зимующих птиц; формировать диалогическую речь, расширить словарный запас (корм, кормушка, холодно, голодно, названия птиц и т. д.);
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Городские зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие :развитие психических процессов: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата, фонематического слуха.
Воспитательные: воспитывать желание заниматься, усидчивость и умение выполнять задания педагога, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Оборудование:
Фонограмма: «Зимняя вьюга» (звуки природы, дидактические картинки природы зимой и зимующих птиц, мячик.
Ход занятия:
Организационный момент.
Звучит фонограмма вьюги (педагог читает стихотворение)
Зима*
Я. Купала
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала —
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла, как пеленкой,
Запушила снежным пухом —
Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одежкой ледяною;
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.
-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
- Наступила зима, задула холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Морозы заволокли узорами окна. Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой?
(Диалог с детьми…. Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)
-Как мы их называем? (Перелетные)
-Вспомните, какие это птицы? (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка, соловей).
-Почему эти птицы улетают на юг? (Эти птицы питаются семенами, насекомыми, а зимой их нет).
-Но не всем птицам страшна зима. Есть такие птицы, которые остаются и зимуют здесь. А как назвать этих птиц одним словом? (Зимующие)
А какие птицы остаются у нас на зиму, вы угадаете сами.
(Загадывание загадок)
1. Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?.
(Воробей, показ картинки.)
- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета). Чем покрыто тело воробья? (перьями) .Чем питаются воробьи? (хлебными крошками, остатками пищи человека)
Послушайте 2-ую загадку
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит
А только лечит
(Дятел…показ картинки)
- Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка)
- Чем питается дятел? (личинками, крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достает насекомых. А ещё семенами шишек, затыкает шишку в отверстие в дереве и начинает клювом выковыривать семена)
-Как люди называют дятла? Почему? (санитар леса, он спасает дерево от вредителей)
3 Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять.
(Снегирь….показ картинки)
- Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается)
- Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)
4. Синяя косынка,
темненькая спинка.
Маленькая птичка,
Звать её.
(синичка, показ картинки)
- Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)
- Чем питается синичка? (салом, семенами)
5. Окраской – сероватая,
повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(Ворона)
- Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
- Чем питается ворона зимой? (пищевыми отходами)
6. Я – толстый, серый, под ногами
Хожу по городу кругами
И напрягаю толстый зоб,
Очаровать подругу чтоб.
(Голубь)
- Опишите его. (Оперение голубя серое)
- Чем он питается? (Хлебными крошками, семенами)
7. Еще загадка:
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее.
(сорока).
- Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)
- Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока - белобока)
- Чем питается сорока? (семенами растений)
7. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(Ворона)
- Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
- Чем питается ворона зимой? (пищевыми отходами)
Физкультминутка.
Снегири.
Вот на ветках посмотри, (Хлопать руками по бокам).
В красных майках снегири. (Наклонять голову в сторону).
Распушили пёрышки (На первое слово каждой строчки частое потряхивание руками,
Греются на солнышке. (на второе-хлопок по бокам)
Головой вертят, улететь хотят. (Повороты головы).
Кыш! Кыш! Улетели! Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями
За метелью! За метелью!
- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз вспомним, какие же птицы зимуют рядом с нами? (воробей, дятел, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).
- Как мы их назовём одним словом? Почему? (Зимующие. Они не улетают в тёплые края.)
- Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц : что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А чем отличаются? (Расцветка оперения)
- Ребята, скажите, какая бывает зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой? Почему? (Птицам голодно, им тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.)
- Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?
- Правильно, ребята. Воробьи питаются зёрнышками, пшеном, хлебными крошками.
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
Вороны всеядные птицы, питаются очистками, остатками пищи.
Сорока питается семенами растений.
Дятел питается личинками, семенами шишек.
Голубь питается крупой, хлебом, хлебными крошками.
- Давайте теперь поиграем. Выходите, вставайте в круг. Игра называется «Птицы и их птенцы». Я вам буду бросать мяч, и называть птицу, а вы будете говорить, как называются их птенцы.
Заключение.
- Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии?
- Какие птицы зимуют рядом с нами?
- Как птицы живут зимой?
- Как надо помогать зимующим птицам?
- Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.
Все большие молодцы!