Галина Гуськова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему :
Цель: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде.
Задачи: образовательные, развивающие и воспитательные.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах); учить отвечать на вопросы полным предложением.
- развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц, наблюдательность, познавательные способности - речь, память, внимание, логическое мышление.
- воспитывать умение слушать рассказы других детей; воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.
Демонстрационный материал: Сорока Белобок, письмо, кормушка, корм, презентация с изображением осеннего леса, вырезные картинки зимующих птиц, схемы-таблицы для рассказа о птицах, мяч суджок.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад мне повстречалась Сорока Белобока. Летит, трещит. Я, конечно, ничего не поняла. Не успела я ничего спросить, как она бросила мне с высоты конверт, а сама улетела. Вот этот конверт. Вам интересно, что внутри этого конверта? Читают письмо: Я, Сорока Белобока, живу в лесу, как наступила осень в лесу переполох: одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму. И подпись: Сорока Белобока.
Воспитатель: А вы хотите помочь Сороке Белобоке? А как мы можем ей помочь? Давайте мы с вами отправимся в лес и разберёмся, в чем там проблема.
Воспитатель: Закройте глаза и мы отправимся в лес. Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке (презентация картина осеннего леса).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Какое сейчас время года в лесу?
Дети: Осень.
Воспитатель: А что происходит осенью с животными, птицами и деревьями? (ответы детей)
А вот и сама Сорока Белобока, давайте у нее узнаем, что ее так встревожило?
Воспитатель: Сорока Белобока, не поймет, почему вдруг, птицы стали улетать, но не все? Ребята, а вы как думаете? Скажите, как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Почему они улетают? Почему они не могут остаться здесь с нами?
Дети: Они замёрзнут от холода и погибнут от голода. Давайте поможем им улететь в теплые края, станем ветерком.
«Ветер» (очистительное полное дыхание).
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И. п. : сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
Задержать дыхание на 3-4 с.
Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
Воспитатель: Ребята, а почему не все птицы улетели? Как называются птицы, которые не улетают в теплые края на зиму?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Правильно, ребята. Некоторых из них мы сможем увидеть на картинках (работа в тройках, собираем разрезные картинки).
Дети называют птиц : синица, голубь, снегирь, воробей, дятел, ворона, сорока, клёст, галка.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Сорока Белобока, поняла, какие птицы должны остаться с нами, а какие улететь. Да.
Дети, Сорока предлагает вам поиграть с ней. Хотите?
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка, сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка, серенькое перышко.
Это-зяблик, это — стриж,
Это — развеселый чиж.
Ну а это — злой орлан.
Птички-птички, по домам (обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»)
Воспитатель: посмотрите на картинку
Воробей маленький, а ворона большая
У синицы хвост короткий, а у сороки длинный
Голубь тяжелый, а воробей лёгкий
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас выходите на полянку и мы с вами побудем немного птицами, повторяйте за мной.
Физкультминутка.
Птички клювик поднимают (поднимают и опускают голову).
Птички крылья расправляют (поднимают и опускают прямые руки).
Птички зёрнышки клюют (приседают и стучат указательными пальцами по коленям).
Птички песенки поют (поворачиваются вправо и влево, взмахивая руками и произносят «Тень – тень»).
Птички ножки разминают (поочерёдно поднимают ноги, сгибая колени).
Птички прыгают, летают (прыжки на двух ногах)
Воздух носиком вдыхают (медленно поднимают руки – вдох, отпускают – выдох). Дети полетели и сели на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Сороке Белобоке, что же мы еще знаем про птиц, используя схемы - таблицы?
Рассказ воспитателя и детей по схеме-таблице.
Воспитатель: Ребята, Сороке очень понравились ваши рассказы, и она вас зовёт поиграть.
Игра «Назови ласково» (с мячом суджок) дети садятся по кругу на колени пока думают над ответом, катают в руках мяч.
Синица – синичка
Воробей – воробушек
Хвост – хвостик
Перо – пёрышко
Крыло – крылышко
Кормушка - кормушечка.
Глаз – глазик
Клюв – клювик
Лапа - лапка
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: А вы хотели бы помочь птицам, чтобы они не погибли от голода? А как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: покормить их.
Воспитатель вносит в группу кормушку и корм.
Воспитатель: Ребята, на нашем участке мы повесим кормушку и насыплем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады и парки. Но еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений. Овес и пшено, клюют только воробьи, для них так же годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Голуби любят крупу и хлеб. Клест очень любит еловые и сосновые шишки.
Ребята давайте скажем, Сороке Белобоки спасибо, что она всё это время была с нами. А нам пора возвращаться обратно в сад. Глаза закрыли, покружились и в саду мы очутились….
Итог: Ребята, что вам понравилось делать больше всего?
Про каких птиц мы сегодня говорили?
Как можно назвать их одним словом?
Что интересного и нового вы сегодня узнали?