Елена Громыковская
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Девочка-рёвушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Лунтик»
Тема «Девочка-рёвушка»
(с использованием мнемотехники)
Воспитатель:
Громыковская Е. М.
29.04.2021г.
Тема «Девочка-рёвушка»
Цели: формировать умение работать с мнемотаблицами, развивать грамматический строй речи.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Девочка-рёвушка“» размещена в разделах
Образовательные. Познакомить детей со стихотворением А. Барто «Девочка-рёвушка». Учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы; составлять предложения; учить детей слушать стихотворный текст и замечать, как изменился внешний вид девочки от того, что она все время плакала: стала ли она красивее, опрятнее; активизировать в речи детей слова : рёвушка, капризуля, плакса, крыльцо.
Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на картинки.
Учить детей называть своё имя в уменьшительно-ласкательной форме, давая полный ответ.
Учить называть предметы одежды.
Учить выполнять упражнения, в соответствии с текстом (пальчиковые гимнастики)
Закреплять правильное звукопроизношение. Проговаривание чистоговорок со звуком [ч], [ц], артикуляционная дыхательная гимнастика со звуком [ц]
Закрепить знания о пожарной безопасности.
Развивающие. Развивать связную речь, память, слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, мышление, умение анализировать. Развивать умение работать в коллективе и в подгруппах. Развивать усидчивость, умение выслушивать других.
Воспитательные. Воспитывать доброту, уважение к другим людям, культуру поведения и культуру общения.
Оборудование. Мольберт, мнемотаблица «Расскажи об игрушке», набор игрушек – мягкая, резиновая, деревянная, пластмассовая, железная, коробка спичек, сумка для игрушек, бумажная кукла с набором одежды для каждого ребенка, маленький столик, стулья, столы, музыкальная колонка, микрофон-2шт.
Герой «Девочка-рёвушка»– взрослый
Ход занятия
1. Орг. момент.
Дети заходят в группу. Приветствуют гостей.
Начинайте жизнь с утра
Обязательно с добра!
Добрых слов и добрых взглядов,
Доброта приносит радость,
нежность, искренность, участье,
Для души кусочек счастья…
Теплоту с любовью в дом…
С добрым утром,
С новым днем!
В-ль.
-Ребята у меня сегодня такое хорошее настроение, что хочется петь, танцевать, на гармошке играть! Я так рада, что вы сегодня пришли в детский сад, что к нам пришли гости. Хотите я поделюсь своим настроением с вами. Тогда подставляйте ладошки, я «насыплю» вам немножко.
А давайте мы поделимся радостным настроением с нашими гостями (дети «бросают настроение» гостям). И предложим с нами поиграть.
Пальчиковая гимнастика с гостями
Эта ручка правая
Эта ручка левая
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые.
Посмотри мои ладошки
Как веселые гармошки
Пальчики я раздвигаю
А потом опять сдвигаю
Раз-два-три, раз-два-три
Я играю, посмотри
-Теперь мне кажется, что и у гостей хорошее настроение, и мы можем начинать наше занятие.
(дети присаживаются на стульчики, которые стоят на ковре)
2. Сюрпризный момент – девочка-рёвушка.
(девочка заходит в группу и плачет)
В.
-Девочка, почему ты плачешь? Как ты сюда попала и как тебя зовут?
(девочка не отвечает на вопросы и продолжает реветь)
В.
-Ребята, как вы думаете, почему плачет девочка? (ответы детей)
-А от чего можно вообще заплакать? Какая может быть причина?
-Ребята, а как можно успокоить девочку?
Артикуляционная дыхательная гимнастика «Успокоим девочку» [ц]
-А давайте успокоим вот так … Скажем девочке - ц-ц-ц-ц-ц
(Дети прикладывают указательный пальчик к губам и произносят долгий звук [ц])
(Девочка успокаивается, говорит, что заблудилась, а зовут её Таня.)
-Ребята. Давайте скажем Тане, какая она умница, что перестала плакать.
Проговаривание чистоговорок
Ца-ча-ца- наша Таня умница
Ач-ац-ач – больше Танечка не плачь
3. Содержательный раздел
-Танюша, оставайся с нами и послушай стихотворение, которое я хочу прочитать детям. Оно об одной плачущей девочке. Написали это стихотворения Агния и Павел Барто
Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка -
Это Таня-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается.
УУ-УУ-У.
Вышла рёва на крыльцо,
Рё ва сморщила лицо:
- Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду.
Уу-уу-у---
Вот вернулась Таня в дом,
Слёзы катятся ручьё м:
- Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о.
Дали Тане молока.
- Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
УУ-УУ-У.
Дали рёвушке в другой,
Рё ва топнула ногой:
- В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а---
Уложили Таню спать,
Плачет рё вушка опять:
- Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
УУ-УУ-У.
Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят - девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о.
УУ-УУ-У.
- Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Воспитатель.
-Ребята, кто-нибудь узнал себя в этом стихотворении?
-Как можно назвать эту девочку?
-А как можно назвать её по-другому? (Капризуля)
-Понравилась ли вам эта девочка? Почему?
-Стала ли она опрятнее от того, что всё время плакала?
-Во что превратилось её платье? (оно все промокло)
-Стала ли она красивее от того, что все время плакала? На что стал похож её носик? (нос распух, как свёкла)
-Таня, не о тебе ли это стихотворение?
(Девочка говорит, что это не про неё стихотворение, и вообще она возвращалась от своих друзей- Петьки и Кольки)
В.
-Таня, нельзя так грубо называть своих друзей.
Таня
-А как надо?
В.
Ласково
Таня.
-А я не умею.
В.
-Мы с ребятами тебя научим.
Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
(дети собираются в подгруппы-3-4, образуя «Домик», под музыку двигаются врассыпную, по окончанию музыки быстро находят свой «домик»)
-Таня, поиграй с нашими детьми.
В.
-Кто в домике живет? (дети отвечают – это я, девочка Леночка и т. д. Это я- девочка, Танечка) Повторить 2-3р., чтобы спросить у всех детей.
Таня.
- Ой, мне же Петечка и Колечка подарили целую сумку чего-то. Только где она? Вспомнила, я забыла её на крыльце, сейчас принесу.
(Таня выбегает и тут же возвращается с сумкой, в которой лежат какие-то предметы-4-5)
-Давайте посмотрим, что там (Таня достает по одной игрушке)
В.
-Таня, а хочешь дети тебе расскажут о твоих подарках?
-А поможет нам в этом вот такая мнемотаблица.
Дидактическая игра «Расскажи о предмете»
(дети по мнемотаблице составляют описательный рассказ)
(среди игрушек находится коробка спичек)
В.
-Ребята, а что это такое? Можно ли со спичками играть? Что может случиться?
-Давайте расскажем и покажем, какая история произошла с кошкой
Пальчиковая гимнастика «Тили -бом!»
Тили-бом, тили-бом!
Загорелся кошкин дом
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Поливает кошкин дом
Тили-бом, тили-бом
Протушили кошкин дом.
Таня
-Спасибо, ребята, что предупредили меня о том, что спички детям -не игрушка!
-Спасибо, что успокоили меня, когда я плакала. Научили меня говорить ласково.
-Мне уже не терпится рассказать друзьям, какая история со мной произошла.
В.
-Танюша, но как же ты пойдешь к друзьям такая неопрятная?
-А хочешь, наши ребята подберут тебе красивый наряд?
Таня.
-Конечно хочу, я же девочка, а девчонки всегда любят наряжаться.
Дидактическая игра «Одень куклу»
(дети подходят к столам, на которых лежат бумажные куклы с одежкой и выбирают наряд)
В. (воспитатель и девочка подходят к детям и спрашивают)
-Что ты выбрал и почему именно этот наряд? В какое время года это можно надеть? Куда можно пойти в этой одежде?
Таня.
-Спасибо, ребята! Мне понравились все ваши наряды. Но мне пора идти.
(Таня прощается и уходит)
В.
И нам ребята, пора заканчивать наше занятие.
4. Рефлексия
-Как вы думаете, Тане понравилось у нас? А с каким настроением она ушла от нас?
-Как мы помогли Тане? (успокоили, научили говорить ласково, предложили красивые наряды, рассказали, что со спичками играть нельзя)
-Ребята, нашим гостям то же пора уходить, давайте узнаем у них, понравилось ли им у нас.
Д/И «Микрофон» (Дети (2-3 человека) –берут интервью у гостей)
-Понравилось ли вам наше занятие? Что понравилось больше всего?