Кристина Бекирова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Каша из топора»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Как сварить кашу из топора? Возраст: 4-5 лет (средняя группа)
Цель: Совершенствование диалогической речи : умения участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
Задачи в интеграции образовательных областей:
1. Образовательная область “Чтение художественной литературы” :
- сформировать умение слушать сказку, запоминать ее содержание,
- содействовать правильному восприятию произведения;
2. Образовательная область “Коммуникация” :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- «Каша из топора», сказка
- Темочки
- развить навык вхождения в коммуникативную ситуацию посредством беседы о содержании сказки “Каша из топора”, обсуждения с детьми того, как можно находить решение ситуаций.
- развить активное произвольное внимание к речи посредством прослушивания сказки “Каша из топора”,
- усовершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание посредством прослушивания вопросов и подбора ответов по содержанию сказки “Каша из топора”,
- учить образовывать прилагательные от существительных,
- развивать логическое мышление, внимание, память;
3. Образовательная область “Социализация” :
- развить патриотические чувства к Родине с помощью приобщения к русским народным сказкам,
- развить желание быть честными и справедливыми с помощью разбора поступков героев в сказке “Каша из топора”,
- учить коллективным играм.
Методы: словесный (игра по типу «Закончи предложение», рассказывание сказки “Каша из топора” (адаптированной для детей 5 лет, беседа о прочитанном, вопросы развивающие мышление детей
художественное слово, наглядный (сюрпризный момент, показ слайдов, репродуктивный.
к сказке “Каша из топора”, глиняный горшочек, деревянная ложка, игрушечный топор, банка с крупой, солонка, блюдце для масла, желтая деталь конструктора (воображаемое масло).
Логика образовательной деятельности:
1. Организационный этап. Введение в тему [позитивный настрой, подготовка к прослушиванию текста сказки]
В: (обращает внимание детей на куклу – мальчика Антошку, у которого пилотка на голове). Ребята, наш Антошка решил идти в армию и даже надел пилотку. А как вы думаете, возьмут нашего Антошку в армию?
Д: (дети высказывают свои предположения). Он еще маленький.
В: Как Антошка пойдет в армию? Ведь он ещё совсем маленький. Ему сначала надо вырасти. Что нужно для этого делать?
Д: (ответы детей) Надо хорошо кушать.
В: Правильно. Скажите, про кого так говорят: «Он мало каши ел?»
Д: (ответы детей)
В: Так говорят о маленьких и слабых людях, которые кашу не едят. Все солдаты любят есть кашу.
А: Но я не люблю кашу, она не всегда бывает вкусной и необычной.
В: Ребята, а вы любите кашу? А какую ты любишь кашу больше всего, Оля?. Почему она так называется? А ты, Полина?.
В. : Я буду называть крупу, а Вы мне говорите как называется каша из этой крупы. (Д\и «Назови кашу») (каша из риса – рисовая каша; каша из гороха – гороховая каша; каша из кукурузы – кукурузная каша и т. д; каша из топора -). Вы никогда не ели кашу из топора? Ребята, можно приготовить кашу из топора? Я сейчас вам расскажу русскую народную сказку про солдата, который сварил кашу из топора. Присядем на ковер. Слушайте и смотрите как дело было.
2. Прослушивание сказки [развитие умения слушать сказку, запоминать ее содержание] (воспитатель читает сказку “Каша из топора”)
3. Беседа по прослушанному тексту [развитие умение отвечать на вопросы, развитие умение вступать в коммуникативную ситуацию]
В. : Как называется сказка?
Д. : Каша из топора.
В. : Куда однажды пришел солдат?
Д. : Однажды солдат пришел в деревню, к крайней избе.
В. : Кто открыл дверь крайней избы?
Д. : Дверь открыла старуха.
В. : Что попросил солдат у старухи?
Д. : Солдат попросил погреться и поесть.
В. : Что она ему ответила?
Д. : Притворилась сироткой, сказала, что у нее ничего нет.
В. : Старуха правду сказала солдату?
Д. : Нет.
В. : Какая была старуха?
Д. : Жадная, глупая
В. : Что решил сделать солдат?
Д. : Солдат решил сварить кашу из топора.
В. : Что она ему приносила?
Д. : Старуха принесла крупу, соль и масло.
В. : Получилась ли каша у солдата? Вкусная была? Старухе понравилась?
Д. : Да.
4. хороводная игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари»
В: может и Антошке бы понравилась наша каша, которую бы мы сварили? Но сначала необходимо нам где-то взять продукты, которые понадобятся для варки каши. (дети предполагают, где можно взять все необходимое)
Д\и «Купи правильные продукты для каши». (на витрине магазина разные продукты, необходимо выбрать то, что нужно для приготовления каши. Ребенок, выбирает и рассказывает для чего он это купил. Д\и «для чего купили») : Горшок нужен… Д: чтобы варить в нем кашу., В: Молоко нужно. Ребенок: чтобы на нем варить кашу., В: соль нужна? Ребенок: чтобы солить кашу. В: сахар нужен Ребенок: чтобы сахарить кашу., В: крупа нужна? Ребенок: чтобы из нее варить кашу. В: масло нужно? Ребенок: чтобы маслить.
В. : Молодцы! Теперь можно и кашу варить. У нас сегодня в группе будет новая игра. Все девчата – поварихи, а мальчишки повара.
4. хороводная игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари»
(Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой (Федя, ты будешь молочком, Кира – солью и т. д. Как только услышите название своего продукта, выходите внутрь круга «Выходи «молочко» и т. д., остальные горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод).
Раз, два, три,
Кашу нашу горшок вари!
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Наливаем молоко.
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем соль.
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем сахар.
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Насыпаем крупу.
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Положим масло…
Все продукты поместили.
Каша варится : «Пых - пых!»
- Для друзей и для родных.
А теперь все друг за другом
Размешаем кашу кругом!
В. : Молодцы ребята, какая каша у нас получилась : “Ах, какой аромат! Ах, какая каша!”
В. : Ребята, но я боюсь, что Антошка не станет нашу кашу есть. А знаете ли вы как кашу сделать вкуснее и необычнее? Что бы мы еще туда добавили?
Дети предлагают варианты: добавить варенье, ягоды, орехи, мед.
В. : Почему у бабушки солдат положил в горшок топор? Для чего он его туда положил?
Д. : Чтобы обмануть старуху.
В. : Поняла ли старуха хитрость солдата?
Д. : Нет.
В. : Какой солдат был в сказке?
Д. : Хитрый, смелый, умный
В. : А о старухе?
Д. : Жадная, глупая.
6. Рефлексия
Вы настоящие поварята. Я думаю, что кто не любит кашу, обязательно ее полюбит.
Р. Н. С. «Каша из топора»
Рассказчик: Случилось солдату идти через деревню. Зашел он в одну избу, постучался, поздоровался и говорит хозяйке…
Солдат: Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!
Рассказчик: У хозяйки было много всякой еды, но она говорит…
Хозяйка: Нет у меня ничего! Сама еще ничего не ела сегодня!
Солдат: Свари кашу.
Хозяйка: Не из чего, милый!
Солдат: Если так, то давай мне топор, я из топора кашу сварю!
Рассказчик: Удивилась хозяйка.
Хозяйка: Что это за чудо? Дай посмотрю, как солдат из топора кашу варить будет.
Рассказчик: Принесла ему топор. Солдат взял топор, положил его в горшок, налил воды. И давай варить. Варил, варил, потом попробовал и говорит…
Солдат: Вкусная каша получается! Вот только бы крупы немного положить!
Рассказчик: Принесла ему хозяйка крупы. Положил солдат крупу, опять варил, варил, попробовал и говорит…
Солдат: Совсем уж готова, только бы немного масла и соли добавить!
Рассказчик: Сварил солдат кашу и зовет хозяйку.
Солдат: Ну хозяйка, давай теперь хлеб да бери ложку: будем кашу есть.
Рассказчик: Стали они кашу есть.
Хозяйка: Вот не думала, что из топора такую вкусную кашу можно сварить!
Рассказчик: А солдат ест да посмеивается.