Елена Якутина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Составление рассказа о зиме по картинному плану»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Тема. Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.
Задачи:
• систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях в природе;
• уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме;
• учить составлять сложные предложения и объединять их в описательный рассказ о зиме;
• развивать внимание, память, логическое мышление;
• стимулировать мыслительную и речевую активность.
Темочки:
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Оборудование:
• картинки с изображением времён года, примет зимы,
• опорный картинный план, маски животных,
• тематическое панно (зимняя одежда, дикие животные и их жилище).
Содержание занятия.
1. Организационный момент. Развитие антономии.
Логопед. Я хочу поиграть с вами в игру «наоборот». Кто правильно закончит предложение, тот сядет на своё место.
- летом дни жаркие, а зимой - (холодные)
- летом солнце яркое, а зимой - (тусклое)
- снег мягкий, а лёд - (твёрдый)
- летом день длинный, а зимой - … (короткий)
- один ветер сильный, а другой - (слабый)
- летом небо ясное, а зимой - (хмурое)
2. Обучение соотношению описания природы в стихах с определённым временем года, развитие слухового внимания.
Логопед. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, когда это бывает.
1. Дел у меня не мало –
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня (зима) (выставляется картинка «Зима»)
2. Я соткана из зноя,
Несу тепло с собой.
Я реки согреваю,
«Купайтесь» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (лето) (выставляется картинка «Лето»)
3. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я (осень) (выставляется картинка «Осень»)
4. Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня… (весна) (выставляется картинка «Весна»)
3. Постановка цели занятия. Уточнение последовательности смены времён года.
Игра с мячом «Что за чем, что перед чем».
Логопед. Сейчас мы будем играть в игру «Что за чем, что перед чем» и называть в какой последовательности времена года сменяют друг друга.
(Дети стоят в кругу. Логопед называет время года «Зима, а что за ней…» и передает мяч ребёнку справа. Ребёнок берёт мяч, дает свой ответ: «Весна, а за ней…» и передаёт мяч дальше и т. д. После того, как мяч вернулся к логопеду, он задаё т следующий вопрос: «Зима, а перед ней…» и передаёт мяч ребёнку слева.)
4. Активизация знаний и представлений по теме «Зима». Формирование лексико – грамматических категорий.
а) Активизация словарного запаса по теме «Зимняя одежда, обувь, головные уборы». Согласование прилагательных с существительными в роде.
Логопед. Сегодня к нам в гости приехала девочка Катя. Там, где она живёт, никогда не бывает зимы. Ей хочется узнать об этом времени года. Давайте мы покажем ей, какая бывает зима.
- Какая бывает погода зимой? (Зимой бывает холодно, морозно)
- Какую одежду люди надевают зимой? (Тёплую, зимнюю)
Покажем Кате. (Из предметных картинок дети выбирают только зимнюю одежду, обувь и головные уборы)
Про какую одежду можно сказать:
- шерстяная, вязанная, тёплая? (шапка, кофта);
- шерстяной, вязанный, тёплый? (шарф, свитер);
Чтобы Катя не замёрзла на улице, дадим ей одежду, про которую можно сказать: меховая, тёплая, мягкая. Что это? (Шуба)
Идём показывать Кате зиму. Отправляемся на прогулку в лес.
б) Психоречевая гимнастика.
Мы идем в лес по тропинке. Тропинка узкая. А вот она закончилась. Кругом сугробы. По сугробам мы шагаем, выше ноги поднимаем. На лесной полянке мы встретили Мороза. Он очень сердитый.
Мороз. Разыграйтесь метели,
Гнитесь ниже сосны, ели.
Всё, что есть в моём лесу
Всё засыплю, занесу.
Покажите, как сердится Мороз.
в) Активизация словарного запаса. Узнавание предмета по его описанию с использованием слов – признаков. Образование притяжательных прилагательных.
Логопед. Как вы думаете, какого цвета зима? (белого)
Все деревья голые. А что вы можете рассказать о ёлке и сосне? (у них есть иголки, они зелёного цвета)
Догадайтесь, какие дикие животные живут в нашем лесу.
Злой, голодный… (волк)
Маленький, колючий (ёж)
Косой, длинноухий (заяц)
Рыжая, хитрая… (лиса)
Проворная, запасливая… (белка)
Неуклюжий, косолапый… (медведь)
Большой, рогатый… (лось)
Лежебока, аккуратный… (барсук)
Узнаем, где животные зимуют.
Наденьте маски. Вокруг себя обернись, в диких животных превратись.
Кто вы теперь? (дикие животные).
Где вы проводите зиму?
(Логопед задаё т вопросы детям: «Кто ты? Где ты живёшь? Чьё это жилище?». Дети отвечают полным ответом: «Я белка. Я живу в дупле. Это беличье дупло. И т. д.)
Присядьте те, кто зимой впадает в спячку. А теперь те, кто меняет цвет своей шубки.
Снимите маски. Вокруг себя повернись, в детей превратись.
- Дети, слышите, кто-то рычит. Это, наверное, медведь в своей берлоге. Мы его разбудили.
Медведь. Этот лес теперь моя.
И хозяин тоже я!
Белка мой и зайка мой.
Уходите все домой.
Медведь рассердился, отойдём подальше.
Вспомните, что и как говорил медведь. Найдите ошибки в его речи и исправьте. (Лес мой, белка моя, зайка мой, ворона моя)
г) Образование сложных слов.
Логопед. А сейчас мы отправимся в гости к птицам. Покажем Кате, как они зиму проводят.
Птицы на дереве сидят.
И вниз глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
(Выполнение действий по тексту)
Посмотрите и назовите зимующих птиц (воробьи, сороки, вороны, синицы, снегири.)
Почему этих птиц назвали зимующими?
Чем питаются зимующие птицы?
Почему зимой птицам нужна помощь человека?
Возьмите каждый птичку, которая вам понравилась. Давайте подумаем, как можно по-другому их назвать.
- У сороки длинный хвост, поэтому её называют (длиннохвостая).
- У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют (желтогрудая).
- У сороки белые бока, поэтому её называют (белобокая).
- У снегиря грудка красная, поэтому его называют (красногрудый).
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют (длиноклювый)
- У вороны чёрные крылья, поэтому её называют (чернокрылая)
- У воробья короткий клюв, поэтому его называют (короткоклювый).
Логопед. Мы рассказали Кате, как живут животные зимой, как проводят зиму птицы. А теперь расскажем, чем занимаются дети на улице зимой.
Упражнение «Четвёртый лишний».
Логопед. Посмотрите на картинки и найдите лишнюю. (Девочка катается на коньках. Мальчик катается на лыжах. Девочка катается на санках. Мальчик катается на велосипеде. По каждой картинке дети составляют предложения).
Покажем Кате, что ещё делают дети зимой?
Физминутка.
Снег идёт, снег идёт
Дворник улицу метёт.
Мы катаемся на лыжах,
И встаём мы на коньки.
Мы катаемся на санках,
И играем все в снежки.
5. Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.
Логопед. А сейчас мы с вами составим рассказ о зиме. В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказ мы будем с опорой на сюжетные картинки и опорный картинный план. Дети составляют предложения по картинкам и пунктам опорного плана.
Картинный план.
1. Какое время года изображено?
2. Какая погода (солнце, ветер, осадки?
3. Деревья.
4. Птицы, животные.
5. Одежда, обувь и головные уборы людей.
6. Занятия и развлечения детей.
6. Итог занятия.
Логопед подводит итог занятия.
Учитель – логопед:
Якутина Елена Викторовна,
МБДОУ ДСКВ «Антошка»
Дятьковского района»