канслу бекешева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весна шагает по планете»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Весна шагает по планете».
Цель: Познакомить детей с русской поэзией, с изображением весны в работах известных художников, закрепить представление о весне.
Обучающие задачи:
1. Учить подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову, антонимы.
2. Продолжать учить работать с мнемо-таблицами (составлять рассказ о
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Весна шагает по планете“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
весне, загадки).
3. Учить объективно оценивать свои и чужие работы.
Развивающие задачи :
1. Расширять и активизировать словарь детей о весне.
2. Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать усидчивость, умение слушать.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
стремление доводить начатое дело до конца.
3. Воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь другу.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познава-тельное развитие, речевое развитие.
Приемы и методы работы:
Словесный : рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы.
Наглядный: использование наглядных материалов (репродукции картин, мнемо-таблицы).
Игровой: динамическая пауза, игры по развитию речи.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за весенними проявлениями в природе, составление рассказов по ним, чтение стихотворений о весне, рассматривание картин с весен-ними пейзажами, знакомство с мнемо-таблицами (разучивание стихов по ним).
Материалы:
Репродукции картин о весне, мнемо-таблица «Весна», листы бумаги формата А4 для мнемо-таблиц (составление загадок, фломастеры, карандаши.
Ход:
Вводная часть
1. Организационный
Под весеннюю музыку входит воспитатель в костюме Весны "Здравствуйте ребята, я очень рада снова видеть вас!
2. Мотивация и целеполагание
А кто я и о чём мы сегодня будем говорить, вы сможете понять, если отгадаете загадку:
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня.. (весна).
Ответы детей.
-Правильно ребята.
Основная часть
1. Создание проблемной ситуации
-Весну в народе называют «Весна-красна». Как вы думаете, почему? Ответы детей: Так весну назвали, потому что она красивая и все ей радуются.
-Наша планета прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по- своему. Но есть в природе время, когда земля пробуждается от зимнего сна и все живет ожиданием тепла, солнца. В вашу группу тоже, я смотрю, заглянуло солнце (прислоняет руку к солнцу, но только оно почему – то не греет. Как вы думаете, почему?
Дети: у него нет лучей.
- Действительно … Ой, ребята, как раз по дороге к вам я нашла лучи, но только они непростые, а с заданиями, и если мы их выполним, то они смогут вернуться на свои места. Ну что, вы готовы помочь солнцу?
Тогда занимайте места за столами. Итак, 1 задание:
Решение проблемной ситуации. 1 ЛУЧ - КАРТИНЫ
-Обратите внимание на нашу галерею, в которой представлены репродукции трёх картин. Какое время года изображено на них?
Дети: весна.
Какое ласковое и нежное слово - весна! (включаем музыку звуки весны) Прислушайтесь, здесь и первая капель, и журчание ручейков, и пение птиц… Всё пробуждается ото сна. Необычное чувство охватывает всех людей: поэты пишут стихи, композиторы - музыку, художники - картины.
Показ картин о весне, составление рассказов.
Дети рассматривают репродукции картин художников: Саврасов Алексей Кондратьевич «Ранняя весна. Оттепель», Левитан Исаак Ильич «Весна. Большая вода» Остроухов Илья Семёнович «Весна».
-Как вы думаете, почему перед нами три картины?
Дети: потому что у весны 3 месяца :1- март, 2-апрель и 3-май.
- Верно, а чтобы определиться к какому месяцу подходит та или иная картина, нужно вспомнить характерные приметы. Предлагаю рассказать о них в стихах и разместить картины по порядку. Кто нам поможет?
- 1 ребёнок читает стихотворение о марте.
Март
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
Самуил Маршак
- Какая картина по- твоему больше всего подходит? Помести её на своё место.
Следующее стихотворение…
- 2 ребёнок читает про апрель и определяет место картины.
АПРЕЛЬ
Апрель, апрель.
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах - лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
- 3 ребёнок аналогично. И следующее стихотворение
Стихотворение про май Май Самуил Маршак
Распустился ландыш в мае
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
(Воспитатель с детьми обсуждает что передал художник.)
- Эта КАРТИНА НАЗЫВАЕТСЯ Ранняя весна. Оттепель
Её НАПИСАЛ Саврасов Алексей Кондратьевич
Это явление характерно для марта.
- Март – протальник. Ребята, что вы можете рассказать об этой картине? Дети: На картине снег ещё не растаял, но видны первые проталины. Деревья стоят голые. Небо хмурое, пасмурное. (Воспитатель обобщает)
2 КАРТИНУ написал художник Исаак Ильич Левитан. Весна. Большая вода.
- Апрель - снегогон (весна воды). Что вы видите на этой картине?
- чистое голубое небо, на проталинках - серая или черная земля, зеленеющая травка; подтаявший снег, синие ручьи. На этом фоне своей белизной выделяются стройные березы, от которых падают синие тени, так как ярко светит солнце.
3 Картину написал Остроухов Илья Семёнович Весна. Какому месяцу соответствует?
- Май - травень (торжество весны зеленой.) В мае деревья полностью одеты зеленой листвой. Земля покрыта травой. Природа полностью ожила, стала тепло. По небу плывут облака.
- Ребята, кто ещё знает стихотворение о весне?
(Дети называют имя поэта, название стихотворения)
ВЕСНА
К нам весна шагает быстрыми шагами.
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно, очень теплые ноги у весны.
И. Токмакова
ДЯТЕЛ-ТЕЛЕГРАФИСТ
Снег заплакал конопатый.
Ручейки, пора! На старт!
Телеграмму принял дятел:
«Я в пути. Встречайте.
Март».
«Тра-та-та»,- стучит утрами.
Дроби, дроби, дроби, трель.
Телеграммы, телеграммы:
«Всем садам цвести.
Апрель».
Щеткой дождь траву разгладил,
Шубу, заинька, снимай!
Телеграмму принял
дятел:
«Получайте солнце.
Май».
В. Бардадым
Ребёнок добавляет солнышку один лучик картины.
- А теперь, я попрошу вас закрыть глаза и представить то, что услышите в стихотворении, которое я вам прочту. Готовы, представляем…
- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. (Алексей Николаевич Плещеев).
- А теперь откройте глаза. Что вы увидели? Какое настроение вызвало у вас стихотворение?
Ответы детей: Поэты передали радостное, веселое настроение.
- Во время прослушивания стихотворения встречались ли вам, ребята, не зна-комые слова? Что такое лазурь? (Ответы детей.)
- Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. Что бывает лазурным еще, кроме неба?
Ответы детей: Лазурный берег, море, камень, волна, глаза, цвет, платье, даль, пятно, краски, лак для ногтей, карандаш и т. д.)
- А еще лазурным бывает настроение, в городе Тверь протекает река Лазурь.
Ребёнок добавляет солнышку один лучик (книга)
Еще один луч, что он означает, как вы думаете? Физминутка
• Голубая речка.
Если речка голубая руки через стороны вверх,
Пробудилась ото сна потянулись
И бежит в полях, сверкая, бег на месте
Значит, к нам пришла весна хлопки в ладошки
Если снег везде растаял приседание
И трава в лесу видна вытянулись вверх
И поет пичужок стая помахивая руками в стороны
Значит, к нам пришла весна хлопки в ладошки
Если солнце разрумянит наклоны головы вправо-влево
Наши щеки до красна потереть щеки руками
Нам приятней ещё станет подтянуться и обнять себя
Значит, к нам пришла весна хлопки в ладошки
Ребёнок добавляет солнышку один лучик
Игровая деятельность. 4 ЛУЧ – ИГРА МЯЧ
1 игра: «Скажи со словом «весенний, весенняя, весеннее» Сначала весенний
На пример: весенний дождь
(Бросаю мяч ребенку.)
Ответы детей: ручей, дождь, день, цветок, сад, лес, огород, ледоход и др.
«Весенняя» бывает? погода, сосулька, вода, лужа, капель, проталинка, травка, верба, река, ночь и др.)
«Весеннее» может быть? (Облако, настроение, солнце, небо, утро и др.)
2 игра: Ребята, а зиму с весной не перепутаете? Давайте проверим. Закончи предложение: Зима ушла, а весна -. пришла. Зима холодная, а весна -. теплая. Зимой солнце светит, а весной - греет. Зимой сугробы высокие, а весной - низкие. Зимой надевают шубы, а весной - куртки. Зимой ветер злой, а весной - ласковый. Правильно ответили, молодцы!
Ребенок добавляет солнышку луч за игру.
5 луч – рассказ 6 луч - загадка
Мы с вами много читали стихов о весне, смотрели на весенние картины. Все они приносят радость. Давайте еще раз подумаем, почему нам радостно, когда мы слышим слово «Весна»
(Подсказкой вам послужит эта мнемо-таблица). Ответы детей: Заканчивается зима, уходят холода и мороз. Наступает весна. Ярче светит солнце. Оно поднимается выше и греет все лучше. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. Дни становятся длиннее, а небо все светлее. Дует теплый ласковый ветерок. На деревьях появились почки. Скоро из них проклюнутся клейкие листочки. Выросла первая зеленая травка. Появляются проталинки, первые цветы - подснежники. Проснулись насекомые. Прилетели птицы из теплых краев (скворцы, грачи, ласточки, кукушки). Люди сняли теплые шубы и валенки, надели куртки и легкие шапки. Пришла пора весенних работ в огороде и саду.
- Ребята, кого не увидели в мнемо-таблице? О ком мы не рассказали? (О животных.) Предлагаю рассказать о жизни животных весной при помощи загадок. Каждой группе нужно придумывать и нарисовать загадку, следуя мнемо-таблице. За тем нам ее загадаете. Но прежде, для вас моя загадка (про кабана.).
У каждой команды есть лист бумаги, разделенный на 4 части, так же, как у меня; фломастеры, карандаши. Работать будем на время. Каждый из членов команды заполняет по окошку на листе. Я называю вам слово. Работайте тихо, чтобы другая команда не услышала вас. Пальчиковая гимнастика
Есть у солнышка лучи
И ясны, и горячи.
Тянутся они от солнца
Прямо к нашему оконцу.
Первый лучик дарит свет,
А второй - весны привет.
Третий лучик самый яркий,
А четвертый - самый жаркий.
Пятый нас зовет опять!
Раз, два, три, четыре, пять!
К нам пришла весна опять!
Самостоятельная продуктивная деятельность детей. (фоновая музыка)
Одной команде нужно придумать загадку про зайца, а другой - про ежа, ну а третья про лису.
Образец мнемо-таблицы (общий) находится перед глазами детей. Дети рисуют мнемо-таблицы.
В ходе деятельности воспитатель индивидуально оказывает помощь. (только если затрудняются)
Анализ детских работ.
-Время. И так, слушаем первую команду. Ваша загадка.
А теперь загадку загадает вторая команда и третья? Все в работе удалось?
-Молодцы, ребята, вы постарались и придумали замечательные загадки. У нашего солнышка появляется еще один лучик. Солнышко оживает в мультфильме! Заключительная часть
Подведение итогов
Ребята, как вы думаете, мы справились, выручили солнышко? Что мы для этого сделали? (ответы детей)
Рефлексия
-Как чувствовали себя на занятии? Что вызвало трудности? Что больше всего запомнилось?
Понравилось мне у вас. Подарите мне на прощание ещё какую – нибудь игру?
Дети: да, веснянку.
Солнышко, солнышко, золотое донышко,
(дети идут по кругу)
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
(показ руками как течет ручей).
Прилетело сто грачей,
(дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают,
(дети садятся на корточки).
А цветочки подрастают.
(дети медленно встают).
–Спасибо, ребята.
Желаю всем весеннего настроения! И от меня вам в подарок за старание медали!
До свидания!