Евгения
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Перелётные птицы»
Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, навыки словообразования.
Задачи:
Образовательные:
• Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
• Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;
• Учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Упражнять детей в словообразовании.
Развивающие:
• Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику;
• Развивать диалогическую речь детей, слуховое внимание.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе,
• Формировать навыки сотрудничества, развивать самостоятельность
Форма проведения: комплексное групповое занятие.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.
Методы и приемы:
- наглядные методы (показ иллюстраций, демонстрация способа действий);
- словесные (объяснение, вопросы, дидактические словесные игры);
- практические (планирование выполнения задания, постановка задания, контроль и регулирование выполнения заданий, анализ результатов).
Технологии:
- здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, динамические паузы)
- технологии проектирования (работа в группах, беседа)
- технология исследовательской леятельности (погружение в звуки природы, постановка и решение вопросов проблемного характера, дидактические игры)
- личностно-ориентированные технологии (игры, этюды).
Культурные практики:
- коммуникативные (беседа, вопросы)
- игровые (дидактические, подвижные игры)
Демонстрационный и раздаточный материал:
Модель «солнце», модель перья грача, иллюстрации с изображением перелетных птиц, конверты с буквами.
Мотивация: письмо от перелетных птиц с просьбой о помощи
Индивидуализация: во время задания «заколдованные птицы» - игра выпусти птицу из клетки»
Деятельностный подход: во время занятия осуществляется смена видов детской деятельности (игровые упражнения, дидактические игры, динамические паузы, индивидуальная работа, работа в группах).
Ход занятия:
Звучит музыка Весна.
Дети встают полукругом.
Воспитатель: ребята, сегодня утром к нам в окно постучалась птица и передала конверт. Что это за птица вы узнаете, отгадав загадку
Эти птицы знак весны,
Чуть проталины видны,
Безошибочно по звездам
Путь находят к старым гнездам.
В их колониях галдеж,
Ничего не разберешь.
Зерна ест, клопов, жуков.
Мышевидных грызунов.
От вредителей как врач
Сад спасает черный. (Грач).
Ну, конечно, это грач.
Посмотрим, что в конверте.
А в конверте письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. В этом году весна пасмурная, на небе много туч, часто идут дожди. Мы, грачи, уже прилетели. А вот другие птицы не хотят прилетать, потому что нет тепла. Мы вас очень просим разбудить солнышко, чтобы стало теплее, и чтобы все птицы смогли вернуться в свои гнезда»
Воспитатель: обращает внимание на спящее солнце на мольберте. Ребята, а ведь и правда, солнышко у нас еще спит. Давайте его разбудим и поможем птицам вернуться?
- Ребята, птицы с юга возвращаются не одновременно.
Игровое упражнение «Кто за кем прилетает» (употребление предлогов в речи)
Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.
- Кто прилетает первым? Кто прилетает за грачами? Кто прилетает перед журавлями? Кто прилетает после ласточек?
- А в конверте есть еще кое-что.
- Скажите, что есть у всех птиц? (ответы детей)
- А чем покрыто тело птиц? (ответы детей)
- Правильно, перьями.
- Ребята, а вы знаете, что у птиц есть два вида перьев, одни маховые, другие – покровные?
- Как вы думаете, почему маховые крылья так называются? (ответы детей)
- А почему покровные крылья получили такое название? (ответы детей)
- Молодцы, вы правильно говорите.
- И вот здесь в конверте грач передал нам покровные перья.
- Ребята, а вы хотите сегодня поиграть?
Тогда повторяйте за мной.
Ра-ра-ра - начинается игра
Ро-ро-ро – покровное перо
Ре-ре-ре – реши заданье на пере
Ро-ро-ро – переверни перо
Что нам нужно сделать? (перевернуть перо)
Начнем игру?
1 перо. Переворачиваю первое перо, на котором написано «Исправь ошибки».
Дидактическая игра «Исправь ошибки».
Воспитатель читает текст:
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о них и построили скворечники для грачей (скворцов). Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки, пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники).
Молодцы, вы очень внимательные и исправили все ошибки.
Немножко отдохнем.
Динамическая пауза
Снова нет ручьям покоя — (водят хоровод, идут по кругу).
День и ночь журчат в кустах (останавливаются, изображают волны руками).
Ходит солнце золотое (поднимают руки вверх, делают руками полукруг).
В чистых- чистых небесах. (Дети приседают — встают).
Льёт лучи на лес и луг (делают взмахи руками).
И на все цветы вокруг. (Показывают цветок над головой).
2 перо. «Отгадай».
Ребята, наш гость грач приготовил для вас загадки. Попробуйте их отгадать.
На шесте дворец,
во дворце — певец.
А зовут его. (скворец)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей)
Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку". (кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
путь проделав длинный,
лепит домик под окном
из травы и глины.
(ласточка)
Бродит по болотам грязным,
ловит в них лягушек,
бестолковых попрыгушек.
(цапля)
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(грач)
- Про кого эти загадки? (про птиц)
- А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)
- Почему их называют перелетными? (Перелетные – это те птицы, которые боятся холода, и улетают осенью на юг, в теплые края). Почему птицы улетают в теплые края? (становится холодно и голодно)
Как птицы улетают? (собираются в стаю)
Подвижная игра «Стайка».
Музыка
-Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка!
Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)
Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)
Птички летают,
Устали не знают.
Стоп!
Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)
Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)
3 перо. «Сложные слова»
Сейчас я буду называть вам два слова, а вам нужно составить одно слово и них.
Дидактическая игра «Сложные слова».
Белая грудь — белогрудая;
длинные крылья — длиннокрылая;
короткий хвост — короткохвостая;
чёрные глаза — чёрноглазая;
серые глаза — сероглазая;
громкий голос — громкоголосая;
пестрые крылья — пёстрокрылая.
Черное крыло – чернокрылая
Длинный хвост - длиннохвостая
желтый клюв – желтоклювая
Длинные ноги - длинноногая
Молодцы, и с этим заданием справились успешно!
Перевернем 4 перо. «Заколдованные птицы» (У каждого ребенка конверт с буквами, из которых нужно составить название перелетной птицы).
Посмотрите, что в конверте? (буквы)
Как вы думаете, что нам нужно сделать? (нужно составить слова)
Для того, чтобы наши пальчики быстрее составили слова, нужно их немножечко размять.
Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Тили-тели, тили-тели – (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка – (Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки) Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)
Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)
Для тех, кто справился быстрее (индивидуализация):
Игра «выпусти из клетки птицу»
Накрыть ладошкой название птицы, поднимая каждый палец проговаривать «Я хочу выпустить из клетки… (составленное слово)»
Молодцы, всех птиц выпустили на волю!
У нас еще остались перья, посмотрим, какие задания спрятались под ними.
Перевернем 5 перо. Этюд «Превращение»
- Вокруг себя повернись и в ласточку превратись.
(цапля, лебедь, пингвин, медведь, заяц)
- Вокруг себя повернись и в детей превратись!
- Кто запомнил, каких птиц вы изображали?
- А какие из этих птиц перелетные?
Молодцы!
6 перо. Птичья семья.
Превращаться вы умеете, сейчас я предлагаю вам превратиться в 5 птичьих семей (мама, папа, птенец)
Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании):
Ребята, теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека.
Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. У каждой семьи свое название. (на карточках)
Придумайте:
- Чья вы семья? Как в каждой семье называются папа, мама и птенцы?
грач– грачиха – грачонок.
Аист-аистиха-аистенок,
Скворец –скворчиха-скорченок,
Утка-селезень - утенок,
Лебедь-лебедушка-лебеденок,
Молодцы!
7 перо. Разбуди солнце.
«Встаньте рядышком друг с другом»
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)
Солнце красное, нарядись.
Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,
мальчики – руки на пояс.)
Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)
(Переворачиваем солнышко).
Подведение итогов
Ребята, вы сегодня молодцы! Солнце разбудили, теперь с каждым днем у нас будет теплее и все птицы в скором времени вернутся к нам из теплых стран.
задаю вопрос каждому ребенку.
О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)
Что тебе понравилось?
Что нового ты узнал?
За что ты можешь себя похвалить?
Было что-то, что вызвало трудности, что не очень получилось?
Какое у тебя настроение?
Мне сегодня тоже очень понравилось играть с вами, я увидела, что вы много знаете и умеете и от этого у меня очень хорошее настроение.