Садовина Ирина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Задачи:
Закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.
Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже.
Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
Развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Чтение былины „Алеша Попович и Тугарин Змей“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.
Оборудование: картина В. М. Васнецова «Богатыри»;картинки доспехов,оружия,костюм богатыря,лошадка;макеты деревьев,камня;разрезные картинки;видеовикторина.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Воспитатель: Здравствуйте добры молодцы, красны девицы, зовут меня-Василиса премудрая приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу. Этот лес необычный,живут в нем сказочные герои, а вот какие, вы узнаете отгадав загадки:
Свист соловьиный,
Взор орлиный
Не зверь, не охотник,
А (Соловей - Разбойник).
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дышал огнем.
Ночью стало, словно днем.
Он украл Забаву,
Потащил в дубраву. (Змей Огненный).
2 Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья - Разбойника? (Богатырь).
Воспитатель: «Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то идёт»
(Въезжает «богатырь»).
Богатырь:
«Сильные, могучие
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!»
Богатырь: «Здравствуйте, услышал я молву людскую и прискакал за помощью к вам. Стёрлись на свитке слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».
Воспитатель: «Давайте поможем Богатырю прочитать пословицы».
«Сам погибай, - а товарища выручай»
«Счастье Родины дороже жизни»
«За правое дело - стой смело»
«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»
«Человек без Родины - что соловей без песни»
«Один в поле не воин»
Богатырь: «Спасибо, помогли, а о чём эти пословицы» (О Родине, о славе, о доблести)
Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).
Какие они - богатыри? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые).
Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).
Откуда мы с вами узнали о богатырях? (Из сказок, былин).
Что такое былина? (Это быль, что было давным-давно).
Какие вы знаете былины? («Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Никита Кожемяка».)
Воспитатель: Ребята,хотите тоже стать богатырями? (хотим).
Физминутка:
Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже.
Поглядеть из - под ладошек,
И направо, и еще
Буквой Л расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете перед тем, как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому воину?» (Им предстояло выдрать дорогу, по которой пойти. Они стояли перед камнем, на котором было написано, куда идти). В нашем сказочном лесу есть такой камень и он укажет нам путь: направо пойдешь - далеко не уйдешь. Прямо пойдешь - в чужую группу попадёшь. Налево пойдешь - много интересного узнаешь.
Воспитатель: Дети, куда же пойдем?
Воспитатель: «Ребята, что за чудо-чудное, диво-дивное? Что за картина перед нами предстала?»
(карта на В М. Васнецова «Богатыри»)
Беседа по картине
Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? (Илья Муромец)
Что вы можете рассказать о нём? (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)
Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома,
Что вы ещё о нём знаете?
Какие доспехи защищают Илью Муромца? (Кольчуга, шлем)
Чем он вооружён? (В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку щит)
Расскажите о коне. (Конь чёрного цвета, зовут его Бурушка, он такой же могучий и сильный, как его хозяин)
Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).
Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный.)
Кто ещё дополнит?
Какие доспехи защищают Добрыню Никитича? (Кольчуга, шлем)
Чем он вооружён? (В одной руке он держит щит, в другой меч)
Расскажите о коне. (Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин, высматривая врагов)
Кто изображён справа от вас? (Алёша Попович)
Почему его так прозвали'?
Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же смелый и отважный.)
Какие доспехи защищают Алёшу Поповича? (Кольчуга, шлем)
Чем он вооружён? (Луком и стрелами)
Что у него весит с боку? (гусли).
Как вы думаете зачем?
Расскажите о коне. (Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как будто прислушивается к топоту копыт вражеских коней)
Что охраняют богатыри? (Землю русскую и её границы)
А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.
(Мы видим холмистые луга, лес, маленькие ёлочки, сосенки, на небе тяжёлые, свинцовые тучи.)
Воспитатель: Верно, вы сказали. Ёлочки и сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Маленькие деревца подчёркивают силу богатырей. Глядя на низкие свинцовые тучи создаётся впечатление, что природа насторожилась вместе с богатырями. В этой картине вся сила и доброта народа русского.
Сегодня мы познакомимся с былиной «Алёша Попович и Тугарин Змей.»
Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змей.»
Видеовикторина по прочитанному.
1 С кем отправился в Киев Алёша Попович?
-Илья Муромец
-Тугарин Змей
-Яким Иванович
На чём отправился в путь Алёша Попович?
-поехал на коне
-пошёл пешком
-поехал на велосипеде
Кто встречал Алёшу Поповича в княжеском дворе?
-Князь Владимир с княгиней
-Соловей -Разбойник
-Тугарин Змей
Кто сел за стол рядом с князем и княгиней?
-Алёша Попович
-Яким Иванович
-Тугарин Змей
Какое блюдо Тугарин проглотил первым?
-жареную картошку
-жареную лебедь
-жареную рыбу
С помощью чего Алёша Попович победил Тугарина Змея?
-копья
-меча
-булавы
Малоподвижная игра «Собери доспехи богатыря». (Дети берут половину картинки,становятся в круг и по команде ищут вторую половинку картинки.)
3 Итог занятия.
Воспитатель:
-Ребята, что интересного узнали на занятии? (ответы детей)
-О каком богатыре написано в былине? (Алёше Поповиче)
-Кого победил богатырь?