оксана шабалева
Конспект занятия по развитию речи в осенний период для младшей разновозрастной группы 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Октябрь
2 неделя
Ищем потерянных друзей
Цель: формировать речь детей в условиях сказочного сценария.
Задачи:
- Учить выделять звуки в слове, находит место звука в этом слове;
- Выучить букву «З», отработать правильно произношение звука [з];
- Учить произносить звук твёрдо и мягко;
Формировать чувство сострадания.
Оборудование: полянка, пенёчек, игрушки: кукла, козлёнок, зайчик, змейка, ёжик, мишка, улики, шапочки больших и маленьких комариков, имитация пасеки, разноцветный пластилин в ведёрках, соты, мягкий модуль – воротца (пещера, ветер.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в осенний период для младшей разновозрастной группы 3–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Дидактическая игра «Комары и дети», разучивание музыкальной разминки «Мишка ложечкой звенит».
I этап
- Ребята, давайте вместе станем в круг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Сделаем поуже круг:
Ты мой друг, и я твой друг.
Повертелись, покружились
Снова в сказке очутились.
- Ну вот, мы снова путешествуем! Мы находимся на волшебной полянке, я пока не знаю, кто здесь живёт. Но мы сейчас в этом разберёмся. Ой, слышите, кто-то плачет. Ребята, это куколка! Куколка сказала, что зовут её Зина. У неё случилась беда. Ветер унёс всех её друзей. А друзья её – козлёнок, зайчик и полоз. Они вместе играли, веселились, но прилетел злой ветер и растрепал Зине косички. Зина рассердилась и стала ветерок прогонять: «Уходи, злой ветер, у меня уже есть друзья и ты нам не нужен!» рассердился ветерок: «Ах, они твои друзья, тогда скажи мне, чем же вы похожи?» Посмотрела Зина на себя, на козлёнка, на зайчика и на полоза: «Мы не похожи, совсем не похожи!» Рассмеялся ветер, подхватил козлёнка, зайчика и полоза и прокричал, унося их: «Ты найдёшь своих друзей, только если ответишь на мой вопрос!»
- Ребята, какая грустная история! Нам нужно вмешаться и помочь, вы согласны? … Тогда пора в путь, отправляемся на поиски друзей:
(двигаемся по тексту)
Топ-топ по лесочку,
Топ- топ, прыг на кочку.
А теперь большой прыжок –
Перепрыгнем ручеёк.
Посмотрите, под ёлочкой ёжик. Сашенька, спроси вежливо у ёжика, куда ветер унёс наших друзей?
Ё жик: Ветер велел показывать дорогу только тем, кто знает вот эту букву (на ёлочке висит буква «З»)
- Ребята, а мы знаем такую букву? Нет! Значит, сейчас наступило время узнать, повторяйте за мной!
«З» похожа так на три,
Посмотри же, посмотри!
И действительно, буква «З» и цифра три, похожи. Они как сестрички - близняшки! Давайте ещё раз повторим, чтобы ёжик понял, что мы все знаем цифру три…
- Ёжик сказал, что нам нужно отправляться на пасеку к медвежонку. Пошли!
Топ-топ по лесочку,
Топ- топ, прыг на кочку.
Влево, вправо посмотрели
И на корточки присели.
II этап
- На пасеке у медвежонка работают пчёлки. Сейчас ребята старшей подгруппы помогут пчёлам разложить мёд по сотам. Обратите внимание, цвет мёда должен соответствовать цвету рамочки.
(В ведёрках разноцветный пластилин, дети отщипывают по кусочку и раскладывают в каждую «соту», выполняя задание воспитателя, соты приклеены на разноцветный картон, дети самостоятельно выбирают нужный цвет пластилина)
Дети младшей подгруппы вместе со мной отправляются в гости к комарикам. Ребята, нам нужно правильно выбрать направление. Куда мы пойдём направо, или налево? Где у нас правая ручка? … Правильно, правая ручка, это главная ручка, ею мы держим ложку, руку, карандашик, кисточку. И только для Вики это ручка не главная. С одной стороны мы услышим звук водички, с другой стороны, хор комариков. Послушайте внимательно – справа мы слышим «с-с-с-с» - это водичка, или комарики? Правильно, это водичка, направо мы не пойдём! Слева мы слышим «з-з-з-з» - это водичка, или комарики? Ну конечно, наши комарики слева! Пошли налево.
(Слева домик, за домиком шапочки больших и маленьких комариков на каждого ребёнка) Смотрите, вот наши комарики! знаете. Комарики очень любят петь. У больших комариков взрослая песенка «з-з-з-з», у маленьких комариков песня другая «зь-зь-зь-зь». Одеваем шапочки, превращаемся в комариков. Разделяемся на две группы. Когда я указываю на одну группу, поём песню взрослых комариков, когда на другую – песню маленьких комариков. Давайте попробуем! (наигрываю простую мелодию, дети напевают под музыку)
- Молодцы, а теперь поют и маленькие, и большие комарики вместе:
Зя-зя-зя: зу-зу-зу – мы поймали стрекозу.
Зю-зю-зю: за-за-за – улетела стрекоза.
Зе-зе-зе; зу-зу-зу – ах, как жалко стрекозу!
За-за-за; зя-зя-зя – дети, ссориться нельзя!
III этап
- Давайте вернёмся на пасеку и посмотрим, как старшая группа справилась со своим заданием? (Обсуждаем работы детей)
- Посмотрите, к нам пришёл хозяин пасеки, медведь. Здравствуйте, Михаил Потапович! Не видели ли вы, куда ветер унёс зверят?
Мишка: Рад видеть вас, детишки! Наслышан про вас, вы помогаете куколке Зине? А я вот хочу посмотреть, как вы умеете играть на музыкальных инструментах. Поиграйте со мной, тогда скажу!
Игра на музыкальных инструментах «Мишка ложечкой звенит»
Мишка: Какие вы молодцы, позабавили старика и пчёлкам моим помогли. Отправляйтесь в пещеру, там ветер спрятал своих пленников.
IV этап
- В пещеру мы отправимся со старшей подгруппой, а малыши возвращаются в группу.
Покружились, покружились,
Дети в группу возвратились.
(Малышей забирает помощник воспитателя)
А мы с вами шагаем дальше:
Топ-топ по лесочку,
Топ- топ, прыг на кочку.
А теперь шажок назад:
Прыгаем через овраг.
- А вот и пещера, (в пещере козлёнок, змейка и зайчик, над пещерой ветер).
- Здравствуй, ветер! Отдай нам зверят, куколка Зина очень расстроена, нельзя разлучать друзей!
Ветер: Зверят я отдам, только если вы ответите на мой вопрос: что общего между Зиной, козлёнком, зайчиком и полозом?
- Ребята, трудную задачку задал нам ветер, но послушайте внимательно: «З-з-зина», «з-з-зайчик», «полоз-з-з», «коз-з-злёнок», какой звук вы слышите во всех этих словах? Звук [з] Правильно! Как мы ответим на вопрос, что общего во всех этих словах?)
- Слышишь, Ветер, мы знаем правильный ответ, отдавай зверят.
Ветер: нет, нет. Это было первой задание. Теперь скажите: «В каком из этих слов звук [з] находится в конце слова?»
- Ну что ж, давайте разбираться, где слышится этот звук в слове «З-з-зина»,, «з-з-зайчик»,, «коз-з-злёнок»,, «полоз-з-з»? Правильно в слове полоз звук [з] находится в конце слова.
- Ветер отдавай зверят, мы ответили на твой вопрос!
Ветер: нет, не отдам. Скажите мне ещё, звук [з] гласный, или согласный?
- Ну что делать, вспоминаем, какие слова называются гласными, а какие согласными? Умеет ли он петь? (Нет, он не умеет петь, значит, он согласный)
Ветер: ну что ж вы всё знаете и всё умеете. Забирайте ваших зверей, а куколке Зине расскажите всё, что вы знаете.
(Забираем игрушки)
Покружились, покружились,
Вместе в группу возвратили.
V этап
- Не плачь куколка Зина, мы вернули твоих друзей! А ребята тебе подскажут ответ на важные вопросы.
- Ребята, подскажите Зине, что общего между Зиной, полозом, зайчиком и козлёнком?
- Какую букву вы сегодня узнали?
- Молодцы, вы успешно справились со всеми трудными заданиями, теперь можно отдохнуть.