Чередниченко Марина
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Рассматривание картины «Зайцы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе
Рассматривание картины «Зайцы зимой"
Цель: учить составлять рассказ по картине. Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя. Учить рассматривать картину поэтапно (подвести детей к составлению рассказа по картине, при описании событий указывать место и время действия). Учить подбирать подходящие по смыслу прилагательные и глаголы. Развивать внимание и логическое мышление при рассматривании картины. Развивать умение формулировать свои мысли, способствовать углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о жизни зайцев (внешний вид, питание, особенности образа жизни). Воспитывать активность, способность внимательно и терпеливо слушать других.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в младшей группе „Рассматривание картины „Зайцы зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Составление рассказов
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Оборудование и материалы: картина «Зайцы зимой» из серии «Дикие животные», цветные карандаши, раскраски, мячик.
Ход занятия:
Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в зимний лес.
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит.
Слева – елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Давайте представим, что мы очутились в зимнем лесу.
Воспитатель. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
(рассказываю стихотворение)
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки –
Убегут с лесной опушки.
(дети опираясь на соответствующие картинки, рассказывают как надо вести себя в лесу)
Мы в гостях у лесных жителей, давайте будем соблюдать эти правила.
Воспитатель. Ребята, а какие звери живут в лесу?
(игра с мячом: бросаю ребенку мяч, ребенок называет животное)
Воспитатель. Зима – это самое трудное время года для зверей. Животным очень трудно достать себе еду зимой. А сейчас я вам расскажу про зайца. Вы внимательно слушайте, а потом мне расскажите, что вы узнали о зайцах. «Заяц – дикое животное. Весной и летом шуба на зайцах серая. Среди густых трав косого и не заметишь. Уши у зайца длинные, а хвост пушистый и коротенький. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала задние ноги, а потом передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься ему гораздо труднее.
В народе зайца называют косым, потому что у него глаза не в центре мордочки, а по бокам расположены и зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади. У зайцев острые зубы, которыми он как ножницами срезает кору с деревьев. Нору зайцы не делают и пропитание на зиму не собирают. Днем они спят, спрятавшись в чаще леса: под корнями вывернутого бурей дерева или забившись в ямку под кустом. От зимней стужи заяц надеется укрыться в лесной чащобе, под кустом зарывшись в пушистый снег. Осенью заяц меняет шубку летнюю, серую, на белоснежную, теплую и пушистую. Вот и вся заячья подготовка к зиме.
Корма в лесу мало, поэтому зайчишки подбираются к стогам и лакомятся сеном. Немало врагов подстерегают зайку в лесу: волк, куница, лиса, ястреб, орел, сова, - все они не прочь полакомиться вкусной зайчатиной. Спасаясь от погони, косой запутывает следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или охотничьих собак. Весной у зайчихи появляются пушистые зрячие зайчата».
А сейчас я проверю, какими вы были внимательными.
- Как называется дом зайца? (У зайца нет дома, он спит под кустами, под корнями вывернутого бурей дерева.)
- Чем питается заяц? (Корой деревьев, сеном, летом – травой.)
- Как заяц готовится к зиме? (К зиме заяц никаких запасов не делает. Осенью меняет серую шубу на белую.)
- В какое время года у зайчихи появляются зайчата? (Весной.)
- Кого боится заяц в лесу?
- Почему зайца называют косым?
Дидактическая игра «Какой заяц?» Дети отвечают (шустрый, трусливый, белый, пушистый, пугливый, наблюдательный, внимательный, осторожный, быстрый, косой и т. д.)
«Что делает заяц?» (Спит, бегает, скачет, грызет, смотрит, наблюдает, прячется, петляет и т. д.
Физминутка
Скачут, скачут по лесочку
Зайцы серые клубочки
(руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)
Прыг-скок, прыг-скок
Встал зайчонок на пене
(прыжки вперед-назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку
Раз! Шагают все на месте
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись. Пять!
Прогнулись и нагнулись. Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Воспитатель. А теперь давайте рассмотрим картину.
(дети называют, что художник нарисовал на картине)
-Где нарисован стог сена? (На опушке леса.)
- Что мы видим за стогом сена? (Стволы больших деревьев.)
- Что мы видим на переднем плане картины (Много следов, больших и маленьких.)
- Как вы думаете, кому принадлежат большие следы, а кому – маленькие?
- Зачем человек приходил за сеном, для кого? (Для домашних животных.)
-Сколько зайцев нарисовано на картине? (два зайца)
-.Какую птицу нарисовал художник на картине? (сову)
-Правильно, сову. Сова ночной охотник. Возможно она или возвращается домой, или только полетела на охоту.
-Что делают зайцы? (один зайчик кушает сено, а второй стал на задние лапки и куда-то смотрит)
–Как вы думаете почему зайчик насторожился?. (зайчик чего-то испугался).
Воспитатель. А теперь послушайте какой рассказ я составила по картине.
«Наступила зима. Деревья и земля покрыты снегом. Холодно. Зайцы бегали по лесу голодные и нашли стог сена. Один зайчик спокойно кушает сено, а второй встал на задние лапки и смотрит – нет ли поблизости лисы, или волка. Всегда надо быть начеку! При малейшей опасности надо прятаться. Зайцы белые и снег белый. На белом снегу зайцев не видно.»
Давайте выложим схему рассказа и все вместе повторим его.
(Дети с воспитателем выкладывают на доске схему рассказа из карточек и с помощью схемы составляют рассказ по картине)
Воспитатель. Молодцы. Какие интересные у вас получились рассказы. А теперь давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии.
(дети рассказывают с помощью опорных картинок)
Дети. Были в зимнем лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Узнали про жизнь зайцев. Рассмотрели картину. Составляли рассказ по картине с помощью схемы.
Воспитатель: Молодцы. Вы все вспомнили и ничего не забыли. А сейчас я вам предлагаю взять раскраску с животным которое вам нравится и раскрасить его.