Ирина Царева
Конспект занятия по развитию речи «В мире слов» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «В мире слов».
Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задачи:
Образовательные:
- Учить подбирать слова - названия предметов, слова - признаки, слова - действия.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В мире слов“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Закреплять знания детей, что слова имеют разное значение.
- Формировать умение определять предмет по признакам и действиям.
Развивающие :
- Совершенствовать зрительную и слуховую память.
- Развивать умение различать живые и не живые предметы и задавать им вопросы кто? или что? .
- Развивать мышление, речь.
Воспитательные:
- Воспитывать сдержанность и культуру общения.
- Совершенствовать умение работать в коллективе.
- Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением живых и не живых предметов, сюжетные картинки, игрушки по выбору воспитателя.
Ход занятия.
Воспитатель: Доброе утро ребята!
Нам солнце улыбается и рада детвора,
Ведь снова начинается веселая игра.
Ребята, а вы поняли то, что я вам сказала? (ответы детей). Как вы думаете, можно ли слова потрогать, прикоснуться к ним рукой? Все ли слова одинаковые? (ответы детей).
Воспитатель показывает детям иллюстрации различных предметов и называет их.
Воспитатель: А еще бывают слова, которые обозначают признаки предметов при этом нам сразу будет понятно о ком или о чём они. Сейчас вы сами это проверите, я буду называть признаки предметов, вы должны отгадать о чём идет речь.
Дидактическая игра: «Угадай по описанию».
сладкая, маленькая, вкусная, леденцовая, шоколадная. (конфета).
вкусный, сочный, круглый, оранжевый. (апельсин, мандарин).
чистая, прозрачная, ключевая, холодная. (вода).
зеленый, продолговатый, пупырчатый, свежий или соленый. (огурец).
новая, интересная, познавательная, библиотечная. (книга).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Давайте теперь попробуем наоборот, я покажу предмет, а вы будете называть его признаки.
Воспитатель показывает: банан, ежа, шарф, мяч, машинку, вазу.
Воспитатель: С этим заданием вы тоже прекрасно справились. Теперь вы знаете слова-признаки, но существуют еще и слова с противоположным значением. Такие слова называются - антонимы. Например: холодный - горячий, кислый - сладкий.
Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
Назвать значением слово с противоположным значением.
Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением
Необходимо правильно назвать слово с противоположным значением, не допуская ошибок:
веселый - грустный;
большой - маленький;
правда - ложь;
работа - безделье;
добро - зло;
день - ночь;
свет - тьма;
утро - вечер;
минус - плюс.
Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе).
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх).
Взвился вверх и полетел.
Воспитатель: Вы уже многое узнали о видах слов, но это еще не все. Есть есть слова, которые обозначают действия. Они рассказывают о том, что делает предмет. Попробуйте по словам - действиям определить, какое слово загадано.
Дидактическая игра: «Отгадай».
едет, гудит, сигналит, везет, мчится. (машина).
любит, готовит, шьет, убирает, заботится. (мама).
стоит, включается, показывает, разговаривает. (телевизор).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите, сто делают дети? (бегают, строят, спят, рисуют, плавают, едят)
Воспитатель: Предлагаю немного поиграть. Вы знаете, что к словам которые обозначают живое (одушевленное) мы задаем вопрос «кто?», а к не живому - «что?». Показывая картинку ваша задача определить: какой вопрос лучше задать, если живое, то вы хлопаете в ладоши, если не живое - не хлопаете.
Дидактическая игра: «Живое — не живое».
Воспитатель показывает иллюстрации: слон, чайник, стол, ласточка, книга, врач и т. д.
Итог.
Воспитатель: Понравилось ли вам играть с словами? Что понравилось больше всего?
Вы отлично справились.
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
Занятие окончено.