татьяна белоносова
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Коррекционно – образовательные: закреплять знания дошкольников о перелетных птицах, учить составлять описательный рассказ о птицах по схеме, продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно – развивающие : развивать процессы внимания, памяти, воображения, анализа и синтеза. Развивать мелкую моторику пальцев руки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Коррекционно – воспитательные: повышать мотивацию дошкольников к занятию, воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование:
для педагога: компьютер, презентация, магнитная доска, перышко, схема описательного рассказа, предметные картинки (кормушка, грач, скворец, дрозд, ласточка, соловей);
для детей: листы бумаги (5 шт., простые карандаши (5 шт., раскраски птиц (5 шт., экраны для копирования (5 шт., мячи (2 шт.)
Ход занятия.
1. Орг. Момент.
-Утром ранним, кто – то странный
Заглянул ко мне в окно.
Это солнце заглянуло
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
- Доброе утро всем!
(дети повторяют) - Доброе утро!
2. Мотивационный этап.
-Ребята, встаньте в круг, закройте глаза и отгадайте, чем я до вас дотронулась. Правильно, это перо. А чье оно? Вы правильно догадались, ведь только тело птиц покрыто перьями.
3. Объявление темы.
- Послушайте стихотворение, и скажите, про каких жильцов говорится в стихотворении.
Здравствуй, здравствуй, красавица весна!
Птичий домик у нашего окна,
в этом доме сегодня веселье,
у крылатых жильцов новоселье.
- Кто эти крылатые жильцы? Правильно, это птицы. Сегодня мы поговорим о перелетных птицах. (на экране – скворечник с птицами)
4. Объяснение нового материала.
- Почему птиц называют перелетными? (дети отвечают)
-Перелётные птицы — птицы, улетающие осенью в тёплые края. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездований и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.
Основной причиной является отсутствие достаточного количества пищи. Осенью исчезает большинство насекомых, ягод и плодов, используемых в качестве пищи. Это заставляет птиц перебираться на другое место.
- А вы знаете, что средняя скорость перелетных птиц во время путешествия составляет 70 км/ч.? Это средняя скорость автомобиля.
-Когда птица отправляется в путь, она ищет места с такими же условиями, как и дома. Например, особи, живущие в лесных рощах, пытаются отыскать леса с таким же климатом. Большинство взрослых членов стаи уже знают, куда следует держать путь, поскольку зимовали хотя бы один раз. Молодняк отправляется вслед за ними и запоминает дорогу. (на экране - птицы летят клином)
- Я расскажу вам про перелетных птиц более подробно.
Грачи осенью в октябре — ноябре отправляются в теплые края и возвращаются обратно в марте. Грачи прилетают самыми первыми: с 18 по 20 марта (на экране – грачи, гнезда грачей на деревьях)
Грачи устраивают гнезда на высоких сооружениях – высоких деревьях, крышах домов, рядом с человеческим жилищем. Грачи всеядны: питаются крупными насекомыми, мышевидными грызунами, остатками пищи, семенами различных растений, плодами и ягодами. Грачи приносят пользу, уничтожая насекомых и мелких грызунов, остатки пищи (на экране – чем питаются грачи)
Грачи прилетают во второй половине марта и вскоре приступают к ремонту гнезд. Насиживание производит только самка и длится оно 16—20 дней. В это время корм птенцам носит только самец. Когда птенцы вылетают, родители еще некоторое время подкармливают молодых. Позже грачи сбиваются в большие стаи, покидают район гнездования и кочуют по полям и лугам.
Скворцы возвращаются домой с 25 марта по 6 апреля (на экране- скворцы, гнезда скворцов и чем питаются) Практически не боится человека, поэтому нередко вьет гнезда прямо в деревенских домах, забираясь под крышу. Скворцы поедают любые фрукты, ягоды, зерно, семена растений, пищевые отходы. Если поблизости нет населенных пунктов, скворцы могут поселиться в дупле дерева, питаясь тем, что найдут в лесу. Высиживанием яиц занимаются оба родителя. Не пройдет и 3 недели, как птенцы могут самостоятельно покинуть гнездо своих родителей. Чтобы выманить из гнезда свое потомство, они кружат вокруг него с зажатым в клюве кормом.
Дрозды возвращаются домой в начале апреля: с 1 по 10 число (на экране – дрозды, гнезда дроздов и чем питаются). Дрозды могут гнездиться на разных деревьях, однако чаще всего они выбирают для этого березы, дубы или сосны. Питаются ягодами и семенами растений, жуками, дождевыми червями, различными насекомыми и даже улитками. После появления на свет птенцов их вскармливанием занимаются оба родителя. Уже через пару недель максимум птенцы в состоянии покинуть родительское гнездо.
Ласточки. В путь они отправляются еще в сентябре, а возвращаются в первых числах мая (на экране – ласточки, гнезда и чем питаются). Причем обратно прилетают на прошлогодние гнезда и дальше продолжают использовать их в качестве места жительства. Питаются насекомыми. Птицы строят гнезда практически на любых человеческих постройках: сараях, амбарах, туннелях, плотинах, чердаках домов, карнизах зданий, мостах и даже колодцах, но иногда и под нависающими частями скал, на обрывах, в пещерах. Оба родителя высиживают яйца. Перед тем как дать птенцу насекомое, родители скатывают пойманную пищу в шарик.
Соловей - это птица знаменита своим пением. (на экране – соловьи, гнезда соловьев и чем питаются). Вьет гнезда на вершинах деревьев, питается насекомыми и ягодами. В среднем самка откладывает 4-6 яиц, после чего начинает высиживать их. Птенцы соловья вылупляются примерно через две недели, и самец приступает к добыванию корма для них.
5. Физминутка «Кот и птичка»
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Кот и птичка» (с мячами)
- Встаньте в круг. Представьте, что этот маленький мяч – это птичка, а этот большой мяч – это кот. Степа, возьми, маленький мяч, а ты Семен возьми большой мяч (дети стоят в кругу напротив друг друга). По кругу, в левую сторону передаем мячи и узнаем, поймает ли кот птичку? А теперь в правую сторону передаем мячи, узнаем, догонит ли птичка кота?
6. Повторение пройденного материала.
-Ребята, я придумала для вас сказку и хочу вам её рассказать, но мне нужна ваша помощь.
- Висел на дереве теремок (на магнитной доске – картинка кормушка). Небольшой теремок, без окон, без дверей, но очень просторный. И в том теремочке никто не жил. Но в том теремочке было много еды для птиц. Однажды на дерево прилетел грач и увидел теремочек (на магнитной доске – картинка грача). Подлетел грач к теремочку и спрашивает: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
-И решил грач про себя рассказать. Степа помоги грачу, расскажи про него по схеме
(на магнитной доске – схема для составления описательного рассказа о птице Ткаченко Т. А.)
(внешний вид, перелетная птица или зимующая, где живет, чем питается, как выводит птенцов, какую пользу приносит человеку.)
-Я большая птица. У меня черная окраска с металлическим блеском. Я перелетная птица. Я живу в гнезде, которое устраиваю на высоких деревьях, крышах домов, рядом с человеческим жилищем. Питаюсь крупными насекомыми, мышевидными грызунами, остатками пищи, семенами различных растений, плодами и ягодами, червями и личинками насекомых. Вылет птенцов грачей из гнезда происходит в возрасте около 30 дней в мае и в первой половине июня. После вылета родители еще некоторое время подкармливают молодых. Позже грачи сбиваются в большие стаи, покидают район гнездования и кочуют по полям и лугам. Грачи приносят пользу, уничтожая насекомых и мелких грызунов.
-Можно залететь в гости?
Никто не ответил грачу, и грач сам решил погостить в птичьем теремочке.
Подлетает скворец и спрашивает: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Грач: Я грач, а ты кто?
Я скворец (на магнитной доске – картинка скворца). И стал рассказывать скворец про себя. Вика помоги скворцу, расскажи про него по схеме.
Скворец: Я очень красивая птица. У меня большая голова и короткая шея, Оперение черное, с характерным металлическим отблеском, с большим количеством светлых крапинок. Клюв длинный и тонкий, немного изогнутый вниз. Лапы сильные, с острыми когтями. Вьет гнезда прямо в деревенских домах, забираясь под крышу. Скворцы поедают любые фрукты, ягоды, зерно, семена растений, пищевые отходы. Если поблизости нет населенных пунктов, скворцы могут поселиться в дупле дерева, питаясь тем, что найдут в лесу. Высиживанием яиц занимаются оба родителя. Вскармливанием своего потомства также занимаются оба родителя, Не пройдет и 3 недели, как птенцы могут самостоятельно покинуть гнездо своих родителей. Чтобы выманить из гнезда свое потомство, они кружат вокруг него с зажатым в клюве кормом. Скворцы приносят пользу, уничтожая многих вредных насекомых.
Можно залететь в гости?
Грач: Залетай, скворец, я не привык, есть в одиночку.
Подлетает дрозд и спрашивает: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
-Я грач, я скворец. А ты кто? Я дрозд (на магнитной доске – картинка дрозда).
И стал рассказывать дрозд про себя. Матвей помоги дрозду, расскажи про него по схеме.
Дрозд: Я дрозд. У меня небольшая голова, с крупными, круглыми глазами черного цвета Дрозды могут гнездиться на разных деревьях, однако чаще всего они выбирают для этого березы, дубы или сосны. Питаются ягодами и семенами растений, жуками, дождевыми червями, различными насекомыми и даже улитками. Самка высиживает яйца на протяжении 2-х недель. После появления на свет птенцов их вскармливанием занимаются оба родителя. Уже через пару недель максимум птенцы в состоянии покинуть родительское гнездо.
Дрозды приносят пользу человеку, уничтожая многих вредных насекомых.
Вместе: Милости просим! Еды всем хватит.
Подлетает Ласточка и говорит: Какой красивый птичий теремок! Кто тут живет? Я грач. Я скворец. Я дрозд. А ты кто?
-Я Ласточка (на магнитной доске – картинка ласточки) Полина, помоги ласточке, расскажи про неё по схеме.
Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам белые перышки. Хвост длинный и прямой, а клюв острый. В путь они отправляются еще в сентябре, а возвращаются в первых числах мая. Питаются насекомыми. Птицы строят гнезда : на сараях, амбарах, туннелях, плотинах, чердаках домов, карнизах зданий, мостах и даже колодцах, но иногда и под нависающими частями скал, на обрывах, в пещерах. Оба родителя высиживают яйца. Перед тем как дать птенцу насекомое, родители скатывают пойманную пищу в шарик.
-Пустите в теремок
- Залетай ласточка.
Подлетает соловей и спрашивает: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Грач: Я грач, а ты кто? Я соловей (на магнитной доске – картинка соловья)
Я коричневого цвета. Хвост и крылья темнее, а брюшко – светлее, бока – серые, клюв – маленький, желтого цвета. Вьет гнезда на вершинах деревьев, питается насекомыми и ягодами. В среднем самка откладывает 4-6 яиц, после чего начинает высиживать их. Птенцы соловья вылупляются примерно через две недели, и самец приступает к добыванию корма для них.
- Залетай соловей. Вот так собрались дружной семьей перелетные птицы.
7. Пальчиковая гимнастика «Кот Васька»
- А теперь проведем гимнастику для пальчиков «Кот Васька»
- На поляне росло дерево. На дереве было гнездо, а в гнезде сидело два птенчика. Кот Васька решил залезть на дерево, чтобы съесть бедных птенчиков. Кот Васька полез на дерево, но тут прилетела мама - птица. Она замахала крыльями. Кот Васька испугался и убежал.
8. Рисование птиц
- Занятные перелетные птицы заселились в наш теремок. Я предлагаю для наших птиц нарисовать друзей. Но рисовать мы будем необычно, через экран для копирования.
9. Итог.
– О каких птицах мы сегодня говорили на занятии? (о перелетных птицах)
- Что понравилось на занятии.
10. Рефлексия.
-Это рисунки мы раскрасим в группе и оформим выставку для наших родителей. А потом каждый из вас расскажет о птице.