Катя Еремина
Конспект занятия по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста 6–7 лет «Насекомые: зашифрованное слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение речевой активности детей по лексической теме «Насекомые».
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и уточнять представления детей о насекомых.
- Совершенствовать умение рассказывать о насекомом при помощи мнемотаблицы.
- Продолжать работу по обогащению словарного запаса детей по теме «насекомые».
- Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста 6–7 лет „Насекомые: зашифрованное слово“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- Развивать фонематический слух, умение определять первый звук в слове.
- Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать лишний предмет с обоснованием своего ответа.
- Развивать общую моторику, координацию.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к насекомым.
- Воспитывать у детей умение сотрудничать при работе в подгруппах.
Интеграция областей: ОО «Речевое развитие», ОО «познавательное развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
-Беседа о насекомых, рассматривание картинок, энциклопедий с изображением насекомых.
- Чтение сказок: К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы»; М. Михайлов «Как Муравьишка домой спешил»; В. Бианки «Счастливый жучок».
-Просмотр мультфильмов: «Пчела Майя», «Путешествие муравья», «Приключения кузнечика Кузи».
-Заучивание стихотворение при помощи мнемотаблицы.
-Наблюдение на прогулке.
Материал: Посылка, письмо, конверты с заданиями, картинки насекомых, презентация, разрезные картинки, мнемотаблица для составления рассказа, картинки для разгадывания слова, мольберт, мяч, магнитные буквы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Приветствие:
Скажем, здравствуйте – глазами,
Скажем, здравствуйте – руками,
Скажем, здравствуйте – мы ртом,
Станет радостно кругом.
Воспитатель: Скажем дружно: «Доброе утро»!
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла в группу, то увидела на столе посылку, давайте посмотрим, что в ней.
Воспитатель достаёт картинку бабочки и спрашивает, что нарисовано на картинке?
(бабочка)
Письмо: «Здравствуйте ребята!
Пишет вам Незнайка. Помогите мне узнать название бабочки, которая занесена в красную книгу.
В посылке находятся задания. За каждое выполненное задание вы будите получать картинки-подсказки, с помощью которых вы сможете узнать название бабочки и тем самым поможете мне.
Заранее спасибо!».
Воспитатель: Ну что ребята, поможем Незнайке узнать название редкой Бабочки.
II. Основная часть.
1. Задания: «Назови, что нарисовано на картинке».
В конверте картинки с насекомыми.
Воспитатель достаёт из конверта по одной картинке и спрашивает, кто изображён на картинке. Потом предлагает подобрать как можно больше признаков.
Игра «Подбери признаки»
Муха (какая)– вредная, надоедливая, противная
Пчела (какая) – желтая, трудолюбивая, полезная
Кузнечик (какой)– зелёный, стремительный, быстрый, музыкальный.
Муравей (какой)– шустрый, быстрый, работящий.
Комар (какой) – звонкий, надоедливый.
Воспитатель: ребята, как одним словам мы можем назвать все картинки?
Дети: насекомые.
Воспитатель: назовите основные признаки насекомых?
Дети: шесть лапок, три части тела-голова, грудь, брюшко, у многих есть крылья.
Воспитатель: где обитают насекомые?
Дети: в воздухе, на земле и в воде.
Воспитатель: ребята какие насекомые приносят пользу, а какие вред?
Дети: пчёлы добывают мёд, мухи - разносчики разных инфекций и т. д.
Воспитатель: Молодцы справились с заданием и поэтому получаете первую картинку подсказку.
(Дети вывешивают подсказку на магнитную доску).
2. Задание. «Собери картинку»
Воспитатель: для выполнения этого задания вам нужно разделится на три команды,
для этого необходимо выстроится в одну шеренгу и рассчитаться на первый, второй, третий.
Воспитатель: каждая команда подходит к своему столу.
Воспитатель: у каждой команды на столе разная картинка, вам необходимо её собрать и назвать, что у вас получилось.
Воспитатель: Молодцы! А теперь я предлагаю каждой команде составить небольшой рассказ по мнемотаблице, с тем насекомым, которое у вас получилось.
Воспитатель: Молодцы ребята, у каждой команды получились интересные рассказы, и поэтому каждая команда получает картинку подсказку.
(Дети вывешивают подсказки на магнитную доску).
3. Задание. Игра: «Закончи предложение»
Дети стоя в круг.
Воспитатель: ребята, я вам сейчас буду бросает мяч и называть предложение, вам необходимо его повторить и продолжить фразу.
Цель: употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе.
Например:
- Муравей сидел около… .
- Божья коровка ползёт по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Кузнечик сидел на…
- Муха ползла по…
Воспитатель: Молодцы справились с заданием и поэтому получаете ещё одну картинку подсказку.
(Дети вывешивают подсказку на магнитную доску).
4. Разминка
Физкультминутка - координация речи с движением.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
5. Задание. «Четвёртый лишний»
Воспитатель: Ребята присаживайтесь на стульчики.
(стульчики стоят полукругом напротив экрана)
Воспитатель: прежде чем приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила поведения.
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать,
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран и определите лишнюю картинку, а также объясните свой выбор.
Воспитатель: Молодцы справились с заданиями и получили все подсказки.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что у нас получилось? (презентация)
Как с помощью этих картинок мы с вами можем расшифровать название бабочки?
Дети: Давайте назовём первый звук каждой картинки и тем самым узнаем название бабочки.
М А Х А О Н
Дети: в слове мяч первый звук «М» и т. д.
Воспитатель: давайте прочитаем, что у нас получилось.
Дети: МАХАОН
Воспитатель: какое необычное и сложное название.
Воспитатель: а теперь давайте ещё раз на экране, на неё посмотрим, и я вам немного о ней расскажу. (презентация)
Воспитатель: ребята может быть каких ни будь ещё вы знаете насекомых которые занесены в красную книгу?
Дети: Бабочка Апполон, шмель Моховой, Жужелица, Жук-Олень, Богомол и т. д.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята вы были все молодцы, справились со всеми задания и смогли помочь Незнайки угадать название редкой бабочки, и мы теперь будем с вами знать, как она называется и чем она уникальна
Воспитатель: давайте ещё раз повторим её название.
Дети: МАХАОН
Воспитатель: ребята скажите, что мы сегодня с вами делали?
-Какие задания вам понравились больше всего?
-Что нового вы узнали?
-Какие задания были сложные?
Воспитатель: всем спасибо, молодцы!