Сидорова Ольга Петровна
Конспект занятия по развитию речи «У машины шуршат шины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема: «У машины шуршат шины»
Автор: Сидорова О. П – учитель - логопед
Цель: автоматизация звука Ш
Задачи:
Коррекционно – образовательные: закрепить и обобщить знания о транспорте.
Коррекционно –развивающие :
развивать внимание, восприятие, мышление, мелкую моторику.
Развитие речевого дыхания
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „У машины шуршат шины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Автоматизация звука Ш изолированно, слогах.
Развитие фонематического слуха.
Дифференциация ш-с
Коррекционно – воспитательные: формировать чувства взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Возраст: старшая группа (5 человек)
Материал: «Звуковая дорожка» - 1
Машинка маленькая - 1
Машинка из бумаги - 1
Машинки грузовики – 2 шт
Бочонки с картинками от «киндера» - 12 шт
Гараж из лего кубиков – 1 шт.
Руль с зеркальцем – 1 шт.
Кружочки светофора – по количеству детей
Карточки артикуляционной гимнастики
Зашумленные картинки – 5 шт.
Ход занятия
Логопед: Эмоциональный настрой на занятие.
Уважаемые коллеги!
Мы день привыкли начинать хорошими делами,
И вы, кто не привык по долгу спать
Сегодня тоже встречает утро с нами!
-Доброе утро!
Ребята, собрались сегодня с вами,
Чтобы вновь стать друзьями,
Поиграть, повеселиться и чему-то научиться.
Хорошо садитесь, мои дети! Садимся ровненько! На меня будите смотреть и повторять! Мы сегодня будем послушные, самые умелые! Так? Так! Сегодня занятие будет непростое, мы будем с вами кататься на разных машиных, вспомним разные виды транспорта и самое главное и важное. Что мы будем с вами учиться красиво шипеть, а кто-то даже будет красиво произносить звук ш в слоге и даже в слове, кроме этого мы будем продолжать с вами учиться рычать. Женя, ты мне будешь помогать? Скажи, пожалуйста, для меня это так важно! Скажите, ребята, кто сегодня будет самый лучший, самый дисциплинированный водитель? Кто? Кто будет самым умелым и послушным? Чей язычок будет самый умелый? Молодцы! Мне так радостно! Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание, что к нам сегодня приехали гости. Как вы думаете? А на чём они сегодня приехали? Кто мне скажет? – На машине! А ещё? Кто знает. На чём приехали наши гости? Так! А ещё на чём?- На автобусе. Хорошо! Ребята! Молодцы!
1 Артикуляционная гимнастика
Итак, первое задание! Я раздаю зеркальца, чтобы они нам помогали и подсказывали, как же должен правильно работать наш язычок.
Все замрите и за мною повторите!
Гараж двери открывает
И машина выезжает.
Медленно открываем ротик
И удерживаем его открытым!
Молодцы! Ребята!
Мотор, как сердце у машинки
Стучит! Поедем без заминки!
Красиво улыбнитесь,
Ротик широко раскройте,
Язычок поднимаем вверх за зубки
И стучим еле слышно, но не быстро.
Д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д
Молодцы!
Пусть машинка отдохнёт,
Нас лошадка повезёт!
Следите, пожалуйста,
Чтобы язычок был за зубками.
Смотрим, что же дальше у нас.
Поработаем насосом,
Покачаем все колёса.
Посмотрим, что буду делать я,
Мой насос сегодня будет работать вот так. (Гармошка)
На дороге грязь как каша,
Не буксуй,машина наша!
Красиво улыбнёмся и к верхней губе язычки поднимаем вверх,
вверх и еле слышно бл-бл-бл-бл-бл!
Радостно мотор шумит,
К дому путь его лежит!
Задрожали губки,
Задрожали зубки,
И язык задрожал!
Его надо спрятать в ротик. Вот так!
-Как хорош твой мотор!
-Что там не вижу!
Заработал язычок! Прячь скорее в ротик!
Нужно срочно нам копот открыть
и машину починить. (Грибок)
Молодцы, ребята!
Покажите!
Как красиво!
Как здорово!
Давайте посмотрим!
Покажи красиво улыбку!
Прилипли наши язычки!
У тебя … здорово выходит
Не прячься в зеркало.
Так смотрим дальше, что у нас будет!
Опять, посморти,
Не заводится мотор!
Почини его шофёр!
Пя-пя-пя-пя-пя-пя!
Не слышно!
Молодцы! Так!
Экскаватор так хорош!
У него огромный ковш!
Покажите мне ладошки
И кончики пальцев поднимайте вверх!
Как здорово мы можем складывать пальчики и кончики пальцев поднимать вверх, сейчас мы проверим смогут ли тоже самое сделать наши язычки. Вот так!
Вверх язычок! Умничка!Старайся!
Кисточкой машину красим,
Будет всех на прекрасней.
Улыбочка! Язычок работает за зубами. Красим потолок! Вот так!
Вот как нам пальчики помогают! Молодцы! Ребята!
На пути опять преграда,
Подтолкнуть машину надо!
Широко раскрываем ротик
И язычок толкает вверх зубки.
Проверяем, чтобы язычок был за зубками.
Держим язычок за зубками,
при этом стараемся, чтобы челюсть не двигалась.
В горку снова поднялись
И скорее мчимся вниз!
То вверх поднимается,
то вниз опускается.
Вверх-вниз!
Справились мы с заданием! Как же здорово выходит!
А сейчас мы всё проверим!
2. Руль Сядьте, пожалуйста, ровненько, ровненько!
Водитель должен знать как сидеть в своём кресле!
Он должен обязательно помнить, что ноги должны быть внизу, чтобы знать как и когда нажать на педаль.
Руки должны быть тоже недалеко от руля,
Спинка тоже должна быть ровненькой, конечно.
А сейчас я буду предлагать выполнять задание, но выполнять задание и отвечать будет только один, в руках у кого будет руль договорились?
Сейчас мне хочется, чтобы ты Милена проверила как работает язычок! Вот так! Д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д!
Двигается он или нет за зубками это очень важно!
Совсем другое дело! Похвально!
Так мне нравится ещё немного и можно получить права!
Сядь, пожалуйста, ровненько, Варя.
Ты теперь, пожалуйста, говорит тот, у кого руль!
Не мешай, пожалуйста, водителю, не отвлекай, дорога сложная! Запутался, но ничего настроится. Ой, как тяжело нашему язычку со звуком Д.
Настя, справишься с моим заданием? Ой, какие молодцы! Умницы!
За рулём все справились с заданием!
Ас Я думаю, что у нас всё здорово выходит! И к нам приехал с проверкой вот такой водитель Ас! Со стажем! Который знает все секреты шипящих звуков и звука Р.
Подскажите-ка мне, пожалуйста, кто подскажет, как же нужно правильно шипеть Ш. Хорошо?
Что должны делать губки, когда мы шипим?
Что должны они нам напоминать, подскажите, пожалуйста, мне, ребята! Что? Букву О? И яблоко? Кружочек? Может быть даже бублик? Хорошо! Правда!
Скажите, мне а когда мы шипим. Какой идёт воздух? Холодный или тёплый?- Тёплый!
Давайте, мы все проверим, какой! Холодный или тёплый? Хорошо! Конечно же тёплый! Хорошо!
Когда я шиплю, где находиться мой язычок? Внизу или вверху? Хорошо! Вверху!
А он у меня широкий или узенький? –Широкий!
А кто мне подскажет и покажет, как нужно поставить язычок нашему Асу?
Ты справишься, покажешь?
Давай, где будет находиться твоя ладошка? Вот язычок вверху! Должен прилипнуть прям за зубками! Быть широким! Покажешь, мне? Давай! Ш произносит! Молодцы! Здорово выходит! Обязательно тебе что-то другое интересное покажу!Молодцы! Ну что у нас водитель Ас принял экзамен! Мы прошли с вами испытание.
Варя, я сижу вот так!
4. Машина в гараж въезжает! Теперь задание у нас посложнее, кто же справится с заданием?
Внимание!
Сейчас мы проверим, кто же сможет проехать по дорожке к гаражу?
(Дыхательная гимнастика)
Вот! Давайте, мы начнём с тебя Полина!
А остальные ребята, тихонько ждут своей очереди. Вот так!
У меня хватило воздуха доехать, а тебя?
Давай! Молодец! Правильно! Так интересно!
Дойдём и до тебя по очереди. Молодец! Умничка! Щёчки не раздуваем. Язычок вверху! Поломка у нас произошла! Язычок вверху! Ещё! Широким должен быть язычок, ну ничего мы сейчас настроим, я вызываю ремонтную бригаду! Вот что у меня есть! У меня есть все инструменты, чтобы настроить машинку. Попробуем, проверим! Покажем? Как работать с волшебной палочкой! Что же делать, если язычок вверх не поднимается? Давайте настроим, покажем!
Ещё! Отремонтировали машину!
5. Ребята, мы уже долго путешествуем по дороге и мне ещё захотелось показать вот что!
Я вам подготовила картинки с необычными машинами, но единственное они замазаны. Признавайтесь! Кто их изрисовал?
Варя! Это ты сделала? Милена это ты сделала? Вика! А может ты? Ну! Не знаю как же нам теперь справиться с заданием. Что же делать? Как же выйти из положения?
Полина, ты знаешь?
Вика, может ты подскажешь?. и др. Давайте рассмотрим, что это за машины?
Полина, тебе какая машина досталась?. (полицейская машина, пожарная машина, скорая помощь…
Будьте внимательны, не подсказывайте!
Ребята.
6. Физминутка
А давайте мы свами встанем и разомнёмся!
Вы же знаете, что за рулём много ездить нельзя, нужно разминаться делать зарядку и для глаз, и для рук, и для спинки, и для ножек!
Поём
А-руки вверх в замок над головой,
О- руки на голове,
И- руки в стороны,
У- руки вперёд!
Хорошо! Сейчас немножко мы пошуршим :
ША АШ
ШО ОШ
ШУ УШ
ШИ ИШ
ШУ УШ
Молодцы! Ребята, размялись!
7. Ребята! Давайте посмотрим, что же это у меня. Какие-то загадки
(Мнено- таблицы)
1)У кошки и у мышки ушки на макушке!
Полина, это задание для тебя, справишься?
Ты расскажешь мне? Давай!
2)Шапка да шупка
Вот он наш Мишутка!
3) Кошка в окошке подушку шьёт,
А мышка в сапожках избушку метёт. Молодцы! Справились с заданием!
8. Грузовик Нас ждёт трудоёмкая работа!
Ты будешь ответственным за этот Грузовик! В нём ценный груз со звуком С, а вы будете собирать ценный груз со звуком Ш.
Н: Со звуком С. Дальше!
Кому? В твою машину? Куда? Сюда!
Итак, мой язычок прилипает к потолочку, а ваши?
Попугайчик гововушка очень рад тому, дети так много умеют делать:
И артикуляционну гимнастику,
дыхательную,
знают положение языка при произнесении звука Ш,
умеют расшифровывать закодированную информацию неизвестным проказником – замазанные машины,
отгадали загадки по картинкам- мнемотаблицы,
шуршали,
перевозили ценный груз и рассортировали его!
Ну, вот и все испытания от нашего Говорушки мы прошли. Ребята, как вы думаете, вы сдали экзамен на получение водительских прав? (Индивидуальные ответы детей). Инспектор остался довольным тем, как вы работали. И вручает вам водительские права и наклейки с машинами.
Наше занятие подошло к концу и я хочу, чтобы наше занятие мне помог закончить маленький учитель! Сейчас по считалки мы его выберем с вами.
Маленький учитель:
Чтоб занятие закончить,
Надо нам тихонько встать,
Хлопнуть, топнуть,
Наклониться, потянуться.
Улыбнуться, попрощаться.
Уважаемые коллеги, наши дети на прощание Вам хотят что-то сказать.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встечали!
Хорошо ли мы умели
Говорить и рассуждать,
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного,
Приходите в гости к нам,
Рады мы всегда гостям!
Строимся по одному!
Соблюдаем правила дорожного движения, так Полина, следом и др. Ну! Что идём мои ребята!