Ананьева Любовь Александровна
Конспект занятия по развитию речи «Поможем Буратино»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи.
Тема: Поможем Буратино. Человек. Части тела.
Цель: обобщить знания и умения детей по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на материале лексической темы «Человек и тело».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать и расширить предметный, глагольный словарь, словарь признаков по теме.
- Уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Поможем Буратино“» размещена в разделах
- Учить детей составлять предложения о строение человека с опорой на картины.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать и совершенствовать фонематический слух.
- Развивать артикуляционную гимнастику.
- Развивать умение правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными значениями в форме единственного числа.
- Закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа.
- Работать над обогащением фразовой речи, за счет введения в неё глаголов.
- Развивать связную речь - учить ребёнка правильно сочетать слова в предложении, употреблять разные части речи, составлять разные по сложности предложения.
- Развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
- Учить дифференцировать право-лево.
- Упражнять в координации речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать бережное отношение к своему телу.
Оборудование: Предметные и сюжетные картинки; кукла Буратино; магнитофон, магнитная доска.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети здороваются с гостями. Логопед проводит психологический настрой на занятие. Он проговаривает стихотворение и вместе с детьми выполняет разнообразные действия.
Логопед: Ребята, давайте соберемся в круг и поздороваемся.
Здравствуй правая рука (протягиваем вперед,
Здравствуй левая рука (протягиваем вперед,
Здравствуй друг (беремся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг (беремся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками,
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть (приседаем,
Можем мы большими быть (встаем,
Но один никто не будет.
Дети садятся на стулья, расставленные полукругом.
1. Введение в тему занятия.
Логопед выставляет на наборное полотно ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка.
Логопед: Как называется то, что нарисовано на этих картинках одним словом?
(Люди, человек).
Логопед: Как вы думаете, о ком мы будем говорить?
(О человеке, о себе).
Раздается стук в дверь. В группу заходит Буратино. Он интересуется, что ребята здесь делают и просит тоже остаться на занятие.
Логопед: Ребята, скажите, а Буратино у нас настоящий мальчик? (Нет, это кукла, но она мечтает стать настоящим человеком). Давайте ему поможем и расскажем, что есть у настоящего человека, может он скорее превратится в настоящего мальчика.
Логопед предлагает Буратино присоединиться к играм и узнать много нового и интересного о частях тела человека.
Логопед: Кто знает, как называется самая большая часть тела?
(Туловище)
Буратино неправильно называет, говорит, что голова. Дети его поправляют.
Логопед предлагает детям поиграть с Буратино. Он называет разные части тела, а дети должны правильно их показать у себя.
Буратино все путает. Дети, при необходимости с помощью логопеда, показывают правильно.
Логопед предлагает детям и Буратино отгадать загадки.
Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле.
Ножки
Логопед: Для чего нужны ноги?
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле.
Ручки
Логопед: Для чего нужны ручки?
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле.
Ушки
Логопед: Для чего нужны уши?
Оля ядрышки грызет.
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле.
Зубки
Логопед: Для чего нужны зубы?
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле.
Глазки
Логопед: Для чего нужны глаза?
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
Язык
Логопед: Ребята, для чего нужен язык?
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: А давайте покажем Буратино, какой у нас сильный и проворный язычок, сделаем все вместе гимнастику.
Артикуляционная гимнастика «У бабушки»
Толстые внуки приехали в гости, надувание щек
С ними худые – лишь кожа да кости. втягивание щек
Бабушка внукам всем улыбнулась,губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы
Поцеловать она всех потянулась. губы тянутся вперед, «поцелуй»
Утром проснулись – в улыбочку губы. снова широкая улыбка
Чистили мы свои верхние зубы широкий язык за верхними зубами
Вправо и влево, внутри и снаружи. движения языком по тексту
С нижними зубками тоже мы дружим. повторение движений языком за нижними зубами
Губы сожмем мы, и рот прополощем, поочередное надувание щек
И самоваром пыхтим, что есть мочи. одновременное надувание щек с последующим выпусканием воздуха через губы
Блюдца поставим – положат блины нам, широкий язык лежит на нижней губе
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо. подуть на широкий язык
Блинчик жуем, завернем и прикусим, жевать распластанный язык, прикусить
Блинчик с вареньем малиновым вкусным. облизывать широким языком верхнюю губу спереди назад
Чашки поставим, чтоб чаю налили, широкий язык загнуть кверху чашечкой
Чаю попили – никто не обижен.
Вкусный был завтрак – мы губки оближем. кончиком языка облизать губы по кругу
3. Игра «Какое слово отличается?»
Логопед: Вот мы и проверили ваш язычок, а Буратино хотел узнать, как хорошо у вас работают ушки. Проверим? Я буду называть 4 слова, три одинаковых, а одно отличается. А вам нужно услышать, какое слово отличается. Закрывайте глаз и слушайте только ушками.
Глаз, глаз, квас, глаз.
Бровь, кровь, бровь, бровь.
Плечи, плечи, свечи, плечи.
Рот, крот, рот, рот.
Уши, уши, уши, ужи.
Танец, палец, палец, палец.
4. Игра «Великан и гномик».
Логопед вывешивает на доску картинку великана и гномика.
Логопед: Посмотрите, ребята, в гости к Буратино пришли гном и великан.
Какой по росту великан (высокий, а какой гномик (низенький? Части тела у гномика маленькие, такие, как и он сам. А великан большой и его части тела большие.
Логопед: Слушай Буратино, он назовет части тела великана, а вы правильно называйте часть тела гномика.
гномик великан
головка голова
глазик глаз
носик нос
ротик рот
зубки зубы
ушки уши
ручки руки
ноготки ногти
ножки ноги
животик живот
спинка спина
локотки локти
5. Физкультминутка.
Логопед: Ребята, Буратино хочет узнать, какие еще вы знаете части тела? Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку.
Дети с логопедом выходят на ковер.
Музыкальная физкультминутка «У жирафов».
6. Игра «Один – много».
Логопед вывешивает на доску картинки с разными частями тела, нарисованными в единственном числе.
Логопед: Ребята, назовите, что нарисовано на картинках.
Дети называют.
Логопед: А скажите, у нас с вами вместе всего по одной ноге, руке, уху? (Нет, нас много и частей тела много). А давайте подумаем и скажем, как будет называться много частей тела?
Логопед раздает детям картинки, на которых нарисовано много ног, много ушей и т. д. Дети встают, называют и вешают картинку рядом с той, где нарисована одна часть тела.
7. Игра «Придумай и расскажи».
Составление предложений по картинкам с демонстрацией действий.
Логопед: Буратино, посмотри, твоя подруга Мальвина прислала мне для тебя конверт с заданием.
Логопед показывает большой белый конверт.
Логопед: Давайте посмотрим, что за задание внутри?
Внутри картинки с изображение разных действий.
Логопед: Ребята, помогите Буратино придумать предложения по этим картинкам, что же умеет делать человек?
Дети получают по картинке и, выходя их вешать к доске, называют свои предложения.
8. Подведение итогов занятия.
Логопед: Ну что, Буратино, теперь ты не будешь путать части тела?
Буратино: Кажется, я понял.
Логопед читает стихотворение, а дети показывают части тела:
Есть на пальцах наших ногти,
На руках - запястье, локти.
Шея, плечи, грудь,
И животик не забудь.
Есть колени, есть спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой
Вот, что знаем мы с тобой!
Логопед благодарит и хвалит детей.