виктория ладыгина
Конспект занятия по развитию речи «Составление детьми рассказа на тему «Мини-музей народного быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи : Составление детьми рассказа на тему «Мини – музей народного быта»
Старшая группа
Подготовила и провела:
Ладыгина В. В., воспитатель
МАДОУ – д/с 74 г. Белгород
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление детьми рассказа на тему „Мини-музей народного быта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Учить детей описывать экспонаты, составлять интересные описания про жизнь людей в старину. Добиваться, чтобы при описании внешнего вида экспоната ребенок не только перечислил приметы, а составил 3-4 фразы рассказа.
Руководствуясь планом: дать представление о том, что такое хороший рассказ (интересное, без повторов описание предмета). Поощрять их попытки доводить до конца начатую роль.
Активизация словаря: экспонаты, экскурсовод.
Материал к занятию : предметы народного быта; сундучок; карточки с загадками; Бабушка – Варварушка (педагог); угощение.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в музей народного творчества.
2. Знакомство с экскурсоводом.
3. Посиделки- беседы в Мини-музее народного быта.
Ход занятия:
Педагог: Дети, куда мы с вами пришли?
Дети: В музей.
Педагог: Как называется наш музей?
Дети: Мини-музей народного быта.
Педагог: Как называются предметы в музее?
Дети: Экспонаты.
Педагог: Правильно, и экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жил русский народ, как трудился и отдыхал.
Вы уже знаете, что в музее проводятся экскурсии. Кто рассказывает об экспонатах музея?
Дети: Экскурсовод.
Педагог: Правильно. Давайте проведем экскурсию по музею, и вы будете как настоящие экскурсоводы. Хотите? А поможет нам в этом сундук загадок.
Стоит девица в избе,
Коса на дворе. (Печь)
Лера Е. : Это русская печка. Зимой ее топили дровами, чтобы было тепло, а также готовили пищу. Дрова заготавливали летом в лесу. Возле печи в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки.
Ника К. : Кормилицей-матушкой – ласково называли печь крестьяне. В ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку.
Что в избе за коровьи рога? (Ухват)
Петя М. : Ухват нужен для того, чтобы из печки достать чугунок, чтобы не обжечь руки. Ухват железный, а ручка деревянная. Чугунок – круглый, железный. Эти предметы сделал кузнец.
Железный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)
Дима К. : Кочерга тоже сделана из железа. Ее тоже сделал кузнец. Она нужна для того, чтобы ворошить угли в печи.
На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел-
Семью кормил. (Глиняный кувшин)
Денис Е. : Кувшин сделан из глины. Холодную, сырую скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготовлять различные предметы. А затем их обжигали в печке.
На стене висит, болтается,
За него все хватаются. (Полотенце)
Лиза Г. : Это полотенце с вышитыми узорами на концах. В зимние вечера девушки собирались и при свечке вышивали и пели песни и частушки.
Физминутка: Дети поют частушки с приплясом. Русская народная игра «Цапки».
Педагог обращает внимание детей на прялку. Что это такое? И для чего она предназначена?
Дети: Это прялка. На ней бабушки пряли овечью пряжу, потом вязали носки и варежки.
Один вход – три выхода. (Рубашка)
Андрей А. : Самой главной одеждой была рубаха. Ее носили старики и молодые. Рубаха сделана из холста.
Педагог: Как называется эта юбка?
Алиса Л. : Это юбка-панева. Ее носили замужние женщины в старину. Посмотрите, как красиво вышиты на ней узоры. В праздничные дни женщины покрывали головы яркими, большими, красивыми платками, на которых были изображены птицы, цветы.
И еще одна загадка из сундучка:
Из липы свито
Дырявое корыто. (Лапти)
Максим К. : Лапти носили люди, которые жили в деревнях. Плели лапти из корней дерева и лыка. Лыко – верхний слой древесины липы, сдиравшийся вместе с корой со срубленных молодых деревьев.
Педагог: О чем еще просит вас рассказать сундук загадок?
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
Стоит кошка – четыре ножки. (Скамейка)
Педагог: Дети, из чего сделаны эти предметы?
Оля М. : Из дерева русские люди делали дома-избы и мебель, и посуду. Потому, что жили среди лесов. Ложки вначале делали, затем покрывали краской и наносили узоры.
Педагог: И вот вас ожидает последняя загадка.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит. (Самовар)
Дети: На самовар надевали сапог и разжигали угольки.
Бабушка-Варварушка (педагог) благодарит детей за интересные рассказы об экспонатах музея и угощает чаем с пирожками.