Горбатова Надежда Сергеевна
Конспект занятия по развитию речи «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детски сад комбинированного вида р. п. Исса
Автор:
Горбатова Надежда Сергеевна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад р. п. Исса.
Аннотация
Занятие разработано для детей возрастной категории 6-7 лет. Игры и задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей и накопленных ими знаний. Они способствуют расширению, обогащению и активизации словаря, совершенствованию связной, грамматически правильной речи. Длительность соответствует возрасту детей - 30 минут.
№ Время проведения Содержание деятельности
I
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Организационный
1-2 мин
Вступительное слово педагога.
II Основной
1 Задание
«Посмотри в замочную скважину» 2-3 мин Задание направлено на развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи, мышления, развитие связной речи.
2 Задание «Составить предложение с заданным словом» 5 мин Задание направлено на совершенствование навыка анализа предложения.
3 Задание «Собери портфель» 2-3 мин Задание направлено на совершенствование навыка слогового анализа слов.
4 Задание Мнемотаблица «Портфель» 5-6 мин Задание, обеспечивающее эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
5 Задание «Составь звуковую схему слова» 5 мин Задание направлено на развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.
6 Интерактивное задание «Цепочка» 3-4 мин Задание направлено на совершенствование умения составления и чтения слов.
III Заключительный 2 мин Рефлексия
Итого 30 мин
Цель: Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по речевому развитию детей.
Задачи:
1. Обогащать и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь, систематизировать представления о предложении, слове, звуке;
2. Создать условия для развития всех видов памяти, логического мышления (умение анализировать, систематизировать, образного мышления, смекалки, тренировка внимания.
3. Поддерживать стремление детей к школьному обучению, к познанию, освоению чтения.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением предметов;
- два мольберта;
- схемы предложения;
- звуковые схемы; - изображения смайликов.
Виды детской деятельности:
- речевая деятельность; - игровая деятельность; - познавательная деятельность; - общение с взрослыми, сверстниками; - двигательная деятельность.
Предварительная работа:
- Работа на занятиях по развитию речи, дидактические игры, индивидуальная работа с детьми.
- Подбор оборудования и изготовление необходимого материала.
- Беседы о роли общеобразовательной организации в жизни людей, рассматривание книжных иллюстраций о школе.
Ход занятия.
1. Организационный этап.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Будем говорить соседу добрые слова и пожмем ему руку. Не забываем про улыбку.
(Дети образуют круг, улыбаются, приветствуют друг друга)
Стук в дверь, входит корреспондент. В роли корреспондента, родитель.
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришла гостья. Поприветствуем её.
Дети приветствуют гостью.
Корреспондент: Добрый день, меня зовут Наталья Викторовна. Я являюсь корреспондентом районной газеты «Вперед». И хочу взять у вас интервью. Скоро вы станете школьниками. И очень хочется узнать как вы готовы к обучению в школе.
Воспитатель: Дети, покажем нашей гостье свои знания. Наталья Викторовна, приглашаем Вас отправиться вместе с нами в страну Знаний.
Воспитатель: Я предлагаю размять наш язычок.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику
Раз – окошечко открыли. Упражнение «Окно»
Два – мы дудочку купили. Упражнение «Трубочка»
Три – в улыбке наши губки. Упражнение «Улыбка»
На четыре чистим зубки. Упражнение «Чистим зубы»
Пять – мы моем потолок. Упражнение «Маляр»
Шесть – лошадка «скок да скок». Упражнение «Лошадка»
Семь – варенье очень любим. Упражнение «Вкусное варенье»
Восемь – горку делать будем. Упражнение «Горка»
Девять – дружно мы болтаем. Упражнение «Индюк»
Десять – ротик закрываем.
Воспитатель: Наши язычки подготовлены, теперь они будут проговаривать все звуки. И мы отправляемся в страну Знаний.
(Дети подходят к мольберту, где размещено изображение двери с замочной скважиной).
1. Задание «Посмотри в замочную скважину»
На листе цветного картона вырезают отверстие в форме замочной скважины. Лист закрепляют магнитом на мольберте. Под картон помещают лист с изображением предмета.
Примечание: размеры листа с изображением с предметом меньше, чем картон.
Воспитатель: Ребята, перед нами дверь. Она закрыта и ключа от нее нет. Но мы должны узнать, что же находится за дверью. Как мы можем это сделать? ( ответы детей: подсмотреть в замочную скважину).
Детям предлагают «подсмотреть в замочную скважину» и определить, какой предмет «спрятали» за дверью. Лист картона с отверстием педагог перемещает так, чтобы ребенок смог определить по контурам заданный предмет.
( ответы детей: в замочной скважине мы увидели портфель)
После того как дети определили предмет и назвали его, воспитатель достает лист с изображением предмета.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Совершенно верно отгадали предмет.
2. задание «Составить предложение с заданным словом»
Воспитатель: А теперь придумайте:
- Слова-определения к заданному слову ПОРТФЕЛЬ (какой)
- Придумайте предложение к заданному слову.
- Какое первое слово, последнее слово в предложении?
- Подберите схему для данного предложения.
Дети выполняют задание.
3 задание «Собери портфель»
На столе - предметные картинки с изображениями школьных принадлежностей (букварь, пенал, тетрадь, учебник, линейка, карандаш, резинка, два плоскостных изображения портфелей прикреплены к мольбертам
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками и собрать портфель. Сейчас девочки «положат» в розовый портфель все предметы (изображения предметов, названия которых делятся на три слога, а мальчики на изображение с синим портфелем прикрепят картинки с предметами, в названии которых есть два слога.
Дети выполняют задание. Воспитатель предлагает им проверить правильность выполнения задания.
Воспитатель: А как называются в школе перерывы между уроками? ( Ответы детей: в школе перерывы между уроками называются перемены).
Подвижная игра «Переменка» дети выходят на ковёр и выполняют упражнение
Переменка! Переменка! Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя Отдохните хорошенько: поскоки.
Можно бегать и шуметь, Бегут по кругу.
Танцевать и песни петь. Выполняют танцевальные движения. -
Можно сесть и помолчать. Приседают. Только – чур! – нельзя скучать! Выполняют прыжки на носочках.
А. Шибаев
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься.
4 задание Заучивание стихотворения «Портфель»
Работа с мнемотаблицей:
1. Используем цветную мнемотаблицу;
2. Мнемотаблица дается в готовом варианте; 3. Образы должны быть доступны и понятны детям. На каждое слово или маленькое словосочетание дается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовано схематически (закодировано);
4. Объем информации должен быть не более 9 мнемоквадратов;
5. Рассматривание вместе с детьми таблицы и разбор того, что на ней изображено;
6. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
7. Воспроизведение ребенком стихотворение целиком по памяти, используя графическое изображение.
На доске размещена мнемотаблица
Воспитатель: Ребята, посмотрите, тут какая - то записка.
Воспитатель рассматривает вместе с детьми мнемотаблицу и проводит разбор того, что на ней изображено.
Воспитатель: Оказывается, это не просто картинки, это закодированное стихотворение. Попробуем разгадать код. Что обозначают эти картинки?
Дети рассматривают изображение предметов, отвечают
Воспитатель: Сейчас я прочту стихотворение и покажу картинки. А вы внимательно слушайте, смотрите и запоминайте.
Пять вещей у нас в портфеле: Ручка есть, чтобы писать,
И зелёная тетрадь
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно
Есть в пенале карандаш,
И букварь-приятель наш.
Чтение педагогом стихотворения с одновременным показом символов в мнемотаблиц
Воспитатель: А сейчас попробуем рассказать стихотворение вместе со мной по картинкам.
Дети повторяют за воспитателем текст, опираясь на графическое изображение.
Затем дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.
5 задание «Составь звуковую схему слова»
Воспитатель: Молодцы, ребята. Портфель, ручка, тетрадь, букварь - назовите одним словом. ( Ответы детей: школьные принадлежности). А с чем ассоциируется это понятие ( ответы детей: со школой)
Воспитатель: Прежде, чем перейти к выполнению следующего задания, давайте вспомним какие звуки, мы называем гласными, и каким цветом мы их обозначаем? ( ответы детей: гласными называем звуки, которые мы поём, обозначаем красным цветом)
Воспитатель: Скажите, а какие звуки мы называем согласными? ( ответы детей: Шелестеть, рычать, скрипеть, Даже фыркать и хрипеть. Но не хочется им петь.)
-Какие бывают согласные звуки? ( ответы детей: согласные звуки бывают твердые и мягкие,звонкие, глухие)
-Каким цветом мы их обозначаем? ( ответы детей: твердые звуки, обозначаем синим цветом, а мягкие, обозначаем зеленым цветом)
Воспитатель: Дети, сколько звуков в слове «школа»? ( ответы детей: в слове школа 5 звуков) Подберите схему слова «школа». Дети подбирают звуковую схему слова «школа»
Воспитатель: - Назовите первый звук и расскажите про него ( ответы детей: звук [Ш]- согласный, твердый, глухой).
-Каким цветом его обозначим? ( ответы детей: обозначим синим цветом)
-Назовите второй звук и расскажите про него ( ответы детей: звук [К]согласный, твердый, звонкий).
-Каким цветом его обозначим? ( ответы детей: обозначим синим цветом)
-Назовите третий звук и расскажите про него ( ответы детей: звук[О] гласный).
-Каким цветом его обозначим? ( ответы детей: обозначим красным цветом)
-Назовите четвертый звук и расскажите про этот звук ( ответы детей: звук [Л]согласный, твердый, звонкий).
-Каким цветом его обозначим ( ответы детей: обозначим синим цветом)
-Назовите пятый звук и расскажите про него ( ответы детей: звук [А] гласный).
-Каким цветом его обозначим? ( ответы детей: обозначим красным цветом)
Воспитатель:
Молодцы ребята и с этим заданием вы тоже справились.
6. Интерактивное задание «Цепочка».
На столе – карточки двух цветов. На карточке с одной стороны написана цифра, на обратной - буква.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите - все цифры перепутались. Вам надо собрать числовой ряд по возрастанию и убыванию слева на право. Затем перевернуть карточки на обратную сторону. Если задание выполнено правильно, то вы можете прочитать слово. Девочки собирают числовой ряд по возрастанию чисел, а мальчики по убыванию.
Дети делятся на две группы. Они собирают числовой ряд по возрастанию (убыванию) чисел. На карточке с одной стороны изображена цифра, с другой стороны - буква.
Лицевая сторона 1 2 3 4 5 6 7
Обратная сторона У Ч Е Н И Ц А
Лицевая сторона 8 7 6 5 4 3 2 1
Обратная сторона Ш К О Л Ь Н И К
Воспитатель: Какое слово получилось у мальчиков? ( ответ детей: У нас получилось слово «школьник».) А у девочек? ( ответ детей: у нас получилось слово «ученица».) А что означают эти слова? ( ответы детей: называют детей, которые учатся в школе). Школьник- это мальчик, который учится в школе. А как назовем девочку? (ответы детей- девочку назовем «школьница»). Ученица-это девочка. Как назовем мальчика? (ответы детей – мальчика назовем «ученик».)
Подошло к концу ваше испытание, и я передаю слово нашему гостю.
2. Заключительный этап (рефлексивный этап).
Корреспондент: (берет интервью) Ребята, вы такие молодцы, справились со всеми заданиями! Что вы делали на занятии? Что больше всего понравилось? Испытывали вы затруднения при выполнении заданий? (Ответы детей) А вы хотите пойти в школу? (Ответы детей). Теперь я могу с уверенностью сказать, что вы готовы к школе!
Воспитатель: А теперь я предлагаю, вам оценить наше занятие кому все понравилось - возьмите улыбающийся смайлик, кому совсем не понравилось - грустный. И разместите их на доске.
Предложить детям прикрепить фигуры на доске.
Используемая литература:
1. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В. И. Селиверстова. -М., Просвещение, 1989.
2. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под ред. Г. В. Чиркиной. - М., Аркти, 2002.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., Просвещение, 1981.