Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи «Скоро в школу»

Горбатова Надежда Сергеевна
Конспект занятия по развитию речи «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детски сад комбинированного вида р. п. Исса

Автор:

Горбатова Надежда Сергеевна,

учитель-логопед МБДОУ детский сад р. п. Исса.

Аннотация

Занятие разработано для детей возрастной категории 6-7 лет. Игры и задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей и накопленных ими знаний. Они способствуют расширению, обогащению и активизации словаря, совершенствованию связной, грамматически правильной речи. Длительность соответствует возрасту детей - 30 минут.

№ Время проведения Содержание деятельности

I

Темочки:

Организационный

1-2 мин

Вступительное слово педагога.

II Основной

1 Задание

«Посмотри в замочную скважину» 2-3 мин Задание направлено на развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи, мышления, развитие связной речи.

2 Задание «Составить предложение с заданным словом» 5 мин Задание направлено на совершенствование навыка анализа предложения.

3 Задание «Собери портфель» 2-3 мин Задание направлено на совершенствование навыка слогового анализа слов.

4 Задание Мнемотаблица «Портфель» 5-6 мин Задание, обеспечивающее эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

5 Задание «Составь звуковую схему слова» 5 мин Задание направлено на развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

6 Интерактивное задание «Цепочка» 3-4 мин Задание направлено на совершенствование умения составления и чтения слов.

III Заключительный 2 мин Рефлексия

Итого 30 мин

Цель: Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по речевому развитию детей.

Задачи:

1. Обогащать и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь, систематизировать представления о предложении, слове, звуке;

2. Создать условия для развития всех видов памяти, логического мышления (умение анализировать, систематизировать, образного мышления, смекалки, тренировка внимания.

3. Поддерживать стремление детей к школьному обучению, к познанию, освоению чтения.

Материалы и оборудование:

- карточки с изображением предметов;

- два мольберта;

- схемы предложения;

- звуковые схемы; - изображения смайликов.

Виды детской деятельности:

- речевая деятельность; - игровая деятельность; - познавательная деятельность; - общение с взрослыми, сверстниками; - двигательная деятельность.

Предварительная работа:

- Работа на занятиях по развитию речи, дидактические игры, индивидуальная работа с детьми.

- Подбор оборудования и изготовление необходимого материала.

- Беседы о роли общеобразовательной организации в жизни людей, рассматривание книжных иллюстраций о школе.

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Будем говорить соседу добрые слова и пожмем ему руку. Не забываем про улыбку.

(Дети образуют круг, улыбаются, приветствуют друг друга)

Стук в дверь, входит корреспондент. В роли корреспондента, родитель.

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришла гостья. Поприветствуем её.

Дети приветствуют гостью.

Корреспондент: Добрый день, меня зовут Наталья Викторовна. Я являюсь корреспондентом районной газеты «Вперед». И хочу взять у вас интервью. Скоро вы станете школьниками. И очень хочется узнать как вы готовы к обучению в школе.

Воспитатель: Дети, покажем нашей гостье свои знания. Наталья Викторовна, приглашаем Вас отправиться вместе с нами в страну Знаний.

Воспитатель: Я предлагаю размять наш язычок.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Раз – окошечко открыли. Упражнение «Окно»

Два – мы дудочку купили. Упражнение «Трубочка»

Три – в улыбке наши губки. Упражнение «Улыбка»

На четыре чистим зубки. Упражнение «Чистим зубы»

Пять – мы моем потолок. Упражнение «Маляр»

Шесть – лошадка «скок да скок». Упражнение «Лошадка»

Семь – варенье очень любим. Упражнение «Вкусное варенье»

Восемь – горку делать будем. Упражнение «Горка»

Девять – дружно мы болтаем. Упражнение «Индюк»

Десять – ротик закрываем.

Воспитатель: Наши язычки подготовлены, теперь они будут проговаривать все звуки. И мы отправляемся в страну Знаний.

(Дети подходят к мольберту, где размещено изображение двери с замочной скважиной).

1. Задание «Посмотри в замочную скважину»

На листе цветного картона вырезают отверстие в форме замочной скважины. Лист закрепляют магнитом на мольберте. Под картон помещают лист с изображением предмета.

Примечание: размеры листа с изображением с предметом меньше, чем картон.

Воспитатель: Ребята, перед нами дверь. Она закрыта и ключа от нее нет. Но мы должны узнать, что же находится за дверью. Как мы можем это сделать? ( ответы детей: подсмотреть в замочную скважину).

Детям предлагают «подсмотреть в замочную скважину» и определить, какой предмет «спрятали» за дверью. Лист картона с отверстием педагог перемещает так, чтобы ребенок смог определить по контурам заданный предмет.

( ответы детей: в замочной скважине мы увидели портфель)

После того как дети определили предмет и назвали его, воспитатель достает лист с изображением предмета.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Совершенно верно отгадали предмет.

2. задание «Составить предложение с заданным словом»

Воспитатель: А теперь придумайте:

- Слова-определения к заданному слову ПОРТФЕЛЬ (какой)

- Придумайте предложение к заданному слову.

- Какое первое слово, последнее слово в предложении?

- Подберите схему для данного предложения.

Дети выполняют задание.

3 задание «Собери портфель»

На столе - предметные картинки с изображениями школьных принадлежностей (букварь, пенал, тетрадь, учебник, линейка, карандаш, резинка, два плоскостных изображения портфелей прикреплены к мольбертам

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками и собрать портфель. Сейчас девочки «положат» в розовый портфель все предметы (изображения предметов, названия которых делятся на три слога, а мальчики на изображение с синим портфелем прикрепят картинки с предметами, в названии которых есть два слога.

Дети выполняют задание. Воспитатель предлагает им проверить правильность выполнения задания.

Воспитатель: А как называются в школе перерывы между уроками? ( Ответы детей: в школе перерывы между уроками называются перемены).

Подвижная игра «Переменка» дети выходят на ковёр и выполняют упражнение

Переменка! Переменка! Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя Отдохните хорошенько: поскоки.

Можно бегать и шуметь, Бегут по кругу.

Танцевать и песни петь. Выполняют танцевальные движения. -

Можно сесть и помолчать. Приседают. Только – чур! – нельзя скучать! Выполняют прыжки на носочках.

А. Шибаев

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься.

4 задание Заучивание стихотворения «Портфель»

Работа с мнемотаблицей:

1. Используем цветную мнемотаблицу;

2. Мнемотаблица дается в готовом варианте; 3. Образы должны быть доступны и понятны детям. На каждое слово или маленькое словосочетание дается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовано схематически (закодировано);

4. Объем информации должен быть не более 9 мнемоквадратов;

5. Рассматривание вместе с детьми таблицы и разбор того, что на ней изображено;

6. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

7. Воспроизведение ребенком стихотворение целиком по памяти, используя графическое изображение.

На доске размещена мнемотаблица

Воспитатель: Ребята, посмотрите, тут какая - то записка.

Воспитатель рассматривает вместе с детьми мнемотаблицу и проводит разбор того, что на ней изображено.

Воспитатель: Оказывается, это не просто картинки, это закодированное стихотворение. Попробуем разгадать код. Что обозначают эти картинки?

Дети рассматривают изображение предметов, отвечают

Воспитатель: Сейчас я прочту стихотворение и покажу картинки. А вы внимательно слушайте, смотрите и запоминайте.

Пять вещей у нас в портфеле: Ручка есть, чтобы писать,

И зелёная тетрадь

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

Есть в пенале карандаш,

И букварь-приятель наш.

Чтение педагогом стихотворения с одновременным показом символов в мнемотаблиц

Воспитатель: А сейчас попробуем рассказать стихотворение вместе со мной по картинкам.

Дети повторяют за воспитателем текст, опираясь на графическое изображение.

Затем дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.

5 задание «Составь звуковую схему слова»

Воспитатель: Молодцы, ребята. Портфель, ручка, тетрадь, букварь - назовите одним словом. ( Ответы детей: школьные принадлежности). А с чем ассоциируется это понятие ( ответы детей: со школой)

Воспитатель: Прежде, чем перейти к выполнению следующего задания, давайте вспомним какие звуки, мы называем гласными, и каким цветом мы их обозначаем? ( ответы детей: гласными называем звуки, которые мы поём, обозначаем красным цветом)

Воспитатель: Скажите, а какие звуки мы называем согласными? ( ответы детей: Шелестеть, рычать, скрипеть, Даже фыркать и хрипеть. Но не хочется им петь.)

-Какие бывают согласные звуки? ( ответы детей: согласные звуки бывают твердые и мягкие,звонкие, глухие)

-Каким цветом мы их обозначаем? ( ответы детей: твердые звуки, обозначаем синим цветом, а мягкие, обозначаем зеленым цветом)

Воспитатель: Дети, сколько звуков в слове «школа»? ( ответы детей: в слове школа 5 звуков) Подберите схему слова «школа». Дети подбирают звуковую схему слова «школа»

Воспитатель: - Назовите первый звук и расскажите про него ( ответы детей: звук [Ш]- согласный, твердый, глухой).

-Каким цветом его обозначим? ( ответы детей: обозначим синим цветом)

-Назовите второй звук и расскажите про него ( ответы детей: звук [К]согласный, твердый, звонкий).

-Каким цветом его обозначим? ( ответы детей: обозначим синим цветом)

-Назовите третий звук и расскажите про него ( ответы детей: звук[О] гласный).

-Каким цветом его обозначим? ( ответы детей: обозначим красным цветом)

-Назовите четвертый звук и расскажите про этот звук ( ответы детей: звук [Л]согласный, твердый, звонкий).

-Каким цветом его обозначим ( ответы детей: обозначим синим цветом)

-Назовите пятый звук и расскажите про него ( ответы детей: звук [А] гласный).

-Каким цветом его обозначим? ( ответы детей: обозначим красным цветом)

Воспитатель:

Молодцы ребята и с этим заданием вы тоже справились.

6. Интерактивное задание «Цепочка».

На столе – карточки двух цветов. На карточке с одной стороны написана цифра, на обратной - буква.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите - все цифры перепутались. Вам надо собрать числовой ряд по возрастанию и убыванию слева на право. Затем перевернуть карточки на обратную сторону. Если задание выполнено правильно, то вы можете прочитать слово. Девочки собирают числовой ряд по возрастанию чисел, а мальчики по убыванию.

Дети делятся на две группы. Они собирают числовой ряд по возрастанию (убыванию) чисел. На карточке с одной стороны изображена цифра, с другой стороны - буква.

Лицевая сторона 1 2 3 4 5 6 7

Обратная сторона У Ч Е Н И Ц А

Лицевая сторона 8 7 6 5 4 3 2 1

Обратная сторона Ш К О Л Ь Н И К

Воспитатель: Какое слово получилось у мальчиков? ( ответ детей: У нас получилось слово «школьник».) А у девочек? ( ответ детей: у нас получилось слово «ученица».) А что означают эти слова? ( ответы детей: называют детей, которые учатся в школе). Школьник- это мальчик, который учится в школе. А как назовем девочку? (ответы детей- девочку назовем «школьница»). Ученица-это девочка. Как назовем мальчика? (ответы детей – мальчика назовем «ученик».)

Подошло к концу ваше испытание, и я передаю слово нашему гостю.

2. Заключительный этап (рефлексивный этап).

Корреспондент: (берет интервью) Ребята, вы такие молодцы, справились со всеми заданиями! Что вы делали на занятии? Что больше всего понравилось? Испытывали вы затруднения при выполнении заданий? (Ответы детей) А вы хотите пойти в школу? (Ответы детей). Теперь я могу с уверенностью сказать, что вы готовы к школе!

Воспитатель: А теперь я предлагаю, вам оценить наше занятие кому все понравилось - возьмите улыбающийся смайлик, кому совсем не понравилось - грустный. И разместите их на доске.

Предложить детям прикрепить фигуры на доске.

Используемая литература:

1. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В. И. Селиверстова. -М., Просвещение, 1989.

2. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под ред. Г. В. Чиркиной. - М., Аркти, 2002.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., Просвещение, 1981.

Публикации по теме:

Конспект итоговой ООД в подготовительной группе «Скоро в школу!» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное.

Конспект НОД «Скоро в школу мы пойдем» Цель: формирование у детей позиции «будущего школьника». Задачи: организовать исследовательскую деятельность по определенному алгоритму.

Конспект итоговой образовательной деятельности «Скоро в школу!» для детей 6–7 лет Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Образовательные: Закрепить счёт и порядок чисел (до 20 и обратно,.

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем» Цель: выявить уровень знаний детей, их готовность к школе. Программные задачи: Образовательные: закрепить знания детей о школе, школьных.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Скоро в школу!» Цель: Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям удовольствие от игр, развивающей направленности. Задачи: Образовательная: закреплять.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем» Автор: Шелехина Нина Сергеевна. Задачи: - расширить.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Скоро в школу»Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Скоро в школу» Добрый вечер, дорогие друзья! Хочу выложить конспект открытого занятия для коллег и родителей в подготовительной группе, который я недавно.

Мастер-класс по изготовлению тантамарески для фотосъемки «Очень скоро, очень скоро. Мы пойдём учиться в школу»Мастер-класс по изготовлению тантамарески для фотосъемки «Очень скоро, очень скоро. Мы пойдём учиться в школу» Детский сад подарил нашим ребятам много знаний и умений, в мир открытий, приключений, и успехов путь открыл. Но пришла пора с детским садом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Скоро в школу»
Опубликовано: 21 января 2024 в 19:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Скоро в школу»» (включая файлы) размещена пользователем Горбатова Надежда Сергеевна (УИ 640087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД