Ольга Анисимова
Конспект занятия по развитию речи с использованием графических схем в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Пересказ рассказа «Купание медвежат» (по В. Бианки.)
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием графических схем в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно используя графические схемы, развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
Формировать у детей интерес и любовь к художественной литературе.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на события, происходящие с героями рассказа, умение слушать
1. Организационный момент
За руки мы все возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ладошки к солнцу поднимите
И к груди своей прижмите.
Здравствуйте, вы всем скажите.
И почувствуйте сейчас,
Как прекрасно здесь у нас!
- Как сегодня ваше настроение? (веселое, добродушное, прекрасное, хорошее, отличное, спокойное, радостное, бодрое, серьезное).
- А раз нам сегодня всем радостно и хорошо, я вам предлагаю открыть маленькую шкатулочку которую нашла сегодня в группе.
- Откроем? (открываю, а она не открывается).
- Что то не хочет открываться, давайте попробуем открыть с помощью волшебных слов! Какие волшебные слова мы знаем? (спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, здравствуйте, добрый день, доброе утро, хорошего дня, будьте любезны, простите, доброй ночи, спокойной ночи, благодарю, будьте здоровы, до свидания, чем вам помочь) (Открылась шкатулка)
"Ребята, в этой шкатулке для вас задание, хотите узнать какое?
Отгадайте по словесному описанию, о ком идё т речь:
Живет этот зверь в лесу. Он большой и сильный. Зимой он любит поспать. Сластёной его зовут, потому что он любит мёд".
- Правильно, это медведь. А как вы еще можете назвать медведя?
2. Словесная игра "Назови словечко" (миша, мишутка, медведюшка, мишенька, медвежонок).
3. Чтение Рассказа
- Сейчас, я вам прочитаю рассказ Виталия Бианки (показываю портрет), который называется "Купание медвежат".
Охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием. день был знойным, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошенько освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой".
4. Словарная Работа.
- Ребята, вы прослушавши рассказ, услышали незнакомые слова?
«взять за шиворот» взять за воротник)
«надавала шлепков» (отшлепала лапой)
«знойный день» (жаркий день)
5. Беседа по содержанию (учить отвечать полным предложением)
1)Где шел охотник? (Охотник шел берегом лесной реки)
2)Что он услышал? (охотник услышал громкий треск сучьев)
3)После услышанного что сделал охотник? (Он испугался и влез на дерево).
4)Кого увидел охотник? Кто вышел из чащи? (Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и два веселых медвежонка.)
4)Что сделала медведица с одним медвежонком? (Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку).
5)Что делал медвежонок? (Медвежонок визжал и барахтался).
6)А что случилось с другим медвежонком? (Другой медвежонок испугался холодной ванны и убежал в лес).
7)Догнала ли непослушного медвежонка мать? Искупала ли она его (Мать догнала его, надавала шлепков, а потом –в воду как первого) .
8)Почему медвежата остались довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием, потому что день был знойным и им было очень жарко в густых лохматых шубках).
9)Куда скрылись медведи после купания (После купания медведи скрылись в лесу).
10)Как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?
6. Физкультминутка «Медвежата в чаще жили».
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И в развалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх).
Садитесь на свои места.
7. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
Составление графического плана рассказа.
Воспитатель беспорядочно раскладывает на столе графические схемы. Эти схемы помогут вам при пересказе. С чего начнем рассказ?
Воспитатель вместе с детьми составляет план рассказа. На наборное полотно дети по порядку выставляют графические схемы.
1. Охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев.
2. Он испугался и влез на дерево.
3. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка.
4. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
5. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
6. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
7. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.
8. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием. день был знойным, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошенько освежила их.
9. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой".
8 Пересказ рассказа по графическим схемам.
-Ребята, а теперь по цепочке будем пересказывать рассказ
9. Итог занятия
Скажите с каким рассказом вы сегодня познакомились?
Кто автор рассказа?
Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?
Что вам больше всего понравилось в рассказе?