Наталья Косетченкова
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Чтение татарской сказки «Три дочери» и рассказа В. Осеевой «Сыновья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия
по развитию речи с детьми
старшего возраста (5-6 лет)
Чтение татарской народной сказки «Три дочери»
и рассказа В. Осеевой «Сыновья»
Программные задачи: Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей литературных произведений. Воспринимать своеобразие построения сюжета. Развивать умения различать жанровые особенности сказки и рассказа. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей матери.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Чтение татарской сказки „Три дочери“ и рассказа В, Осеевой „Сыновья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осеева В.А.
- Республика Татарстан
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Введение в тему.
Чтение стихотворения.
Много сказок есть на свете.
Любят их и взрослые, и дети.
- Мы знаем много сказок.
Какие русские народные сказки тебе известны?
(«Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др.)
- Почему все они называются русскими народными сказками? (Их придумал, сочинил русский народ).
- Но не только русский народ, но и другие народы придумывают свои сказки.
Речевое упражнение «Чья сказка?»
- Если сказку придумал белорусский народ, то это какая сказка? (Белорусская народная сказка).
- Если сказку придумал башкирский народ, то это какая сказка? (Башкирская народная сказка).
- Если осетинский народ? (Осетинская народная сказка).
- Если татарский народ, то это какая сказка? (Татарская народная сказка).
- Татары- это народ, который проживает на территории нашей необъятной страны России. У этого народа свои традиции и обычаи, свои сказки. И сегодня мы познакомимся с одной из татарских народных сказок, которая называется
«Три дочери».
Чтение сказки «Три дочери».
Вопросы по содержанию:
- Как мама заботилась о своих дочерях? (Все время работала, чтобы накормить и напоить дочерей).
- Как наказала белочка старшую и среднюю дочерей? (Превратила их в черепаху и паука).
- Как наградила белочка младшую дочь? (Она жила счастливо, превратилась в золотую пчелку).
- Какими словами можно сказать о младшей дочери, какая она? (Добрая,
заботливая, сердечная, отзывчивая).
Динамическая пауза.
- У любой мамы очень много дел по дому. Давай вспомним, что это за дела? (Приготовление пищи, глажение и стирка белья, уборка по дому).
- Всем мамам нужно помогать. Я предлагаю поиграть в игру «Мамам дружно помогаем».
Мамам дружно помогаем: сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки для сына и для дочки. (Наклоны вперед, движения руками, имитирующими полоскание).
Через двор растянем ловко для одежды три веревки. (Потягивание, руки в стороны).
Светит солнышко – ромашка, скоро высохнут рубашки. (Потягивание, руки вверх).
Беседа по содержанию занятия.
- Сегодня мы говорили о сказках разных народов. Что общего во всех сказках? («Сказочное» начало, например, «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…». Во всех сказках обязательно существует волшебство, т. е. то, что нет в реальной жизни).
- В литературе есть и другие произведения, которые называются рассказами. Как ты думаешь, чем рассказ отличается от сказки? (В рассказе есть реальный сюжет из жизни, нет ни какого волшебства. У рассказа всегда есть автор).
- сегодня мы познакомимся с рассказом детской писательницы Валентины Осеевой «Сыновья». (показ портрета).
Чтение рассказа «Сыновья».
Вопросы по содержанию.
- О ком разговаривали женщины у колодца? (О своих сыновьях).
- Что говорила каждая из них о своем сыне? (У одной женщины сын очень сильный, у другой – хорошо поет. Третья женщина ничего не говорила).
- Кто слышал разговор у колодца? (Старичок).
- Как ты думаешь, почему именно третьего мальчика старик назвал сыном? (Только он помог своей матери донести ведра с водой до дома).
Речевое упражнение «Как ты понимаешь это выражение?»
- В рассказе встречаются интересные словосочетания? Как ты понимаешь значение выражений: «ходит колесом», «соловьем заливается», (делает гимнастическое упражнение - колесо; поет красиво, как соловей).
Подведение итогов.
- Сегодня мы познакомились с двумя видами литературных произведений – сказкой и рассказом. В них главными героинями являются матери. Мама – это самый главный, дорогой и родной человек в жизни каждого. Поэтому маму нужно всегда беречь, заботиться о ней и никогда не забывать.
Приложение.
Народная татарская сказка «Три дочери»
Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтоб накормить и одеть трех своих дочерей.
И выросли три дочери, быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.
Одна за одной вышли они замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжко заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку :
— Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.
— Ой! — вздохнула старшая, услыхав от белочки печальную весть. — Ой! Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза.
— Почистить два таза? — рассердилась белочка. — Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дому большой черепахой.
Постучала белочка ко второй дочери.
— Ой! — отвечала та. — Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята : надо мне к ярмарке холста наткать.
— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка.
И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
— Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя,— сказала ей белочка,— и люди будут беречь и любить тебя и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.
Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям, и ее передние лапки всегда в сладком тесте. Зато зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется — ест только мед и сахар.
Рассказ В. Осеевой «Сыновья».
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет — говорит другая.
А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка :
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!