Наида Магарамова
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Перелётные птицы»
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Перелётные птицы».
Цель: Закрепление знаний детей о характерных признаках осени. Расширение представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с суффиксами - ат, - ят). Развивать речевую активность, диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, артикуляционную и мелкую моторику, творческое воображение. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: интерактивная панель, флеш-накопитель с мультимедийной презентацией, иллюстративный материал с изображением перелётных птиц, аудиозапись «Живая природа. Голоса птиц», разрезные картинки в конвертах на тему "Перелётные птицы".
Предварительная работа: Познакомить детей с правилами поведения в лесу. Рассказ об отлете перелетных птиц на юг, почему их называют перелетными. Рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы» и рассказ воспитателя о каждой из них. Наблюдение за птицами во время прогулок. В уголке природы разместить иллюстрации перелетных птиц для свободного рассматривания.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Прежде чем мы начнём занятие, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки (протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.) Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.
Какое сейчас время года? Что происходит осенью в природе?
2. Игровая обучающая ситуация «Путешествие».
Сегодня мы отправимся в путешествие и посмотрим, как птицы улетают на юг. Для путешествия нужно одеться по погоде. Какая погода за окном? Какое время года? А как же мы доберёмся до леса? (Дети проходят на стульчики).
3. Слушание аудиозаписи «Живая природа. Голоса птиц»
Вот мы и в лесу (появляется видеоизображение осеннего леса)
А где же наши птицы? (звучат голоса птиц) А вот и слышны их голоса.
4. Разгадывание загадок.
Чтобы узнать, какие птицы от нас улетают, нужно отгадать загадки.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (Ласточка)
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец —
Он и летчик, и певец. (Скворец)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь).
5. Игра «Кто больше назовет перелетных птиц?»
6. Мультимедийная презентация «Перелётные птицы»
7. Игра «4 лишний» (слайды в презентации).
8. Физминутка "Скачет шустрая синица"
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
9. Игра “Собери картинку”.
Раздать детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.
- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Детям, затрудняющимся в выполнении, педагог дает зрительную опору в виде целостной картинки.
- Расскажите, чьи изображения вы сложили. Сравните свое изображение с целой картинкой.
10. Игра «У кого кто?»
Журавли – журавлята, грачи – грачата, скворцы - скворчата, гуси - гусята,
утки - утята, грачи - грачата, соловьи - соловьята, лебеди - лебедята.
11. Рефлексия.