Канданова Севиля
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в волшебный лес» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательных и речевых умений детей по теме «Зима».
Образовательные задачи:
расширять представления детей о зиме и ее приметах, зимних забавах;
актуализировать и обогащать словарный запас по теме «Зима»;
продолжать работу по формированию грамматических категорий языка;
учить выполнять движения под музыку в определенном темпе.
развивать слуховое и зрительное внимание;
Темочки:
развивать диалогическую речь детей;
развивать пространственные представления;
развивать тонкую моторику, координацию, речь с движениями.
Воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
воспитывать познавательный интерес к состоянию природных явлений зимой;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование: стульчики-автобус, карточка-приглашение от снеговика, песня «Автобус» (слова и музыка Е. Железновой, звуки леса, песня «Белый снег» (слова А. Гориной, музыка А. Филипенко, набор с плоскостными частями снеговика из фетра + образец воспитателя.
Планируемые результаты:
активное общение и взаимодействие ребенка со взрослым;
использование в речи слов по лексической теме «Зима»;
образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме;
подбор противоположных по смыслу слов;
употребление существительных в множественного числа в родительном падеже;
подбор прилагательных к слову «снег»;
выполнение согласованных движений в сопровождении речи;
составление композиции из нескольких частей.
Ход занятия:
Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к вам пришли гости, давайте их поприветствуем.
Воспитатель: Ребята, я принесла вам приглашение от Снеговика. Он приглашает нас в лес на прогулку. Отправимся? (Да).
Воспитатель: Ребята, а скажите мне какое у нас сейчас время года? (Ответы детей). Правильно зима. А вы любите зиму? Почему? За что вы любите зиму? Что вы любите делать зимой? Какие есть зимние игры и забавы? (Ответы детей – кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика и т. д.)
Воспитатель: Ну, что, пора отправляемся в лес? Но прежде необходимо одеться.
Речевая игра «Одевание» (развитие координации речи сдвижением).
Наденем на ножки тёплые сапожки.
Это с правой ножки, это с левой ножки плотно гладим ногу от носка к колену
Подтянем штанишки подтягиваем одежду на поясе
Наденем пальтишки, гладим поочередно руки от запястья к плечу
Пальтишки меховые, обнимаем себя крепко
И шапки пуховые двумя руками обхватываем голову
И застегнёмся. Вот, так! ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговиц
Пуговичка к пуговичке в ряд.
Воспитатель: Что ж, готовы? Тогда в путь? А поедем мы в лес на автобусе. (Звучит песня «Автобус» (слова и музыка Е. Железновой).
Приехали в лес.
Воспитатель: Посмотрите как в лесу красиво. На поляне много пеньков. Давайте присядем на них, закроем глазки и внимательно послушаем звуки зимнего волшебного леса. (Слушаем звуки зимнего леса)
Воспитатель: Открывайте глазки. Что вы слышали? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вдохнем зимний воздух.
Упражнение на дыхание.
Воспитатель: Мы с вами находимся в зимнем лесу. Скажите, а чего в зимнем лесу много? (Ответы детей – деревьев, кустов, веток, елок, у елки – иголок, животных, птиц, снега).
Воспитатель: А снега много? Давайте мы с вами вспомним какой снег? (Ответы детей – пушистый, белый, холодный, мягкий, искрящийся, блестящий, грязный и т. д.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Белый снег». Повторяйте за мной.
Логоритмическая игра «Белый снег» (песня «Белый снег» (слова А. Гориной, музыка А. Филипенко)
С неба звездочки летят, весело играют, фонарики вверх и вниз через стороны
опустились прямо в сад землю укрывают. сверху вниз ладошками
Белый снег, белый снег, белый снег пушистый. ритмичные хлопки в ладоши
Белый снег, белый снег очень, очень чистый. ритмичные хлопки по коленям
Стали белыми дома руками показать домик над головой
и румяны лица, показать щечки
Это зимушка-зима правая рука раскрыть в сторону
в гости к нам стучится. левая рука раскрыть в сторону.
Белый снег, белый снег, белый снег пушистый. ритмичные хлопки в ладоши
Белый снег, белый снег очень, очень чистый. ритмичные хлопки по коленям
Воспитатель: В зимнем лесу холодно. Я замерзла. Давайте согреемся. А чтобы согреться, станьте в круг и повторяйте за мной.
Физминутка «Мы погреемся немножко» (на коврике)
Мы погреемся немножко Дети, взявшись за руки, идут по кругу
Мы похлопаем в ладошки: Останавливаются и хлопают в ладоши
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки тоже мы погреем Двигаются по кругу
Мы потопаем скорее: Останавливаются и притопывают
Топ, топ, топ, топ.
Рукавицы мы надели Вытягивают вперед руки и поворачивают ладони вверх-вниз, будто показывая рукавицы
Не боимся мы метели:
Прыг, прыг, прыг, прыг. Исполняют прыжки на месте
Мы с Морозом подружились
Как снежинки закружились Изображают снежинки, кружатся
И на землю опустились присаживаются на корточки
Воспитатель: Молодцы ребята, присаживайтесь на свои пенечки. Давайте вспомним, какие мы с вами знаем «зимние» слова. (Ответы детей – мороз, лед, иней, гололед, снег, снегурочка, вьюга, метель, варежки, шуба, коньки, санки и т. п.).
Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. А теперь послушайте внимательно и скажите, правильно ли я говорю?
Игра «Исправь ошибку»
Зимой жарко (нет, холодно).
Снег черный (нет, белый).
Деревья с листочками (нет, голые).
Медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлог.
Заяц серый (нет, белый).
Зимой надеваем легкую одежду (нет, теплую).
Снеговик горячий (нет, холодный).
Воспитатель: Хорошо, молодцы! Ребята, а вы лепили когда-нибудь снеговиков? (Ответы детей). А давайте мы вами сейчас сделаем снеговиков. (Дети подходят к столам и собирают снеговиков по образцу).
Воспитатель: Давайте сравним снеговика на образце и снеговичков, которых сделали вы. (Сравнение). А теперь я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы будете говорить, что есть у маленького снеговичка, называя их ласково. Договорились?
Упражнение «Большие и маленькие»
Например, у большого снеговика глаза, у маленького – глазки;
у большого снеговика морковь, у маленького – морковка;
у большого снеговика нос, у маленького – носик;
у большого снеговика ведро, у маленького – ведерко;
у большого снеговика шарф, у маленького – шарфик;
у большого снеговика рот, у маленького – ротик;
у большого снеговика пуговицы, у маленького – пуговички.
Воспитатель: Мы с вами хорошо провели время в зимнем лесу. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. А поедем мы в обратно на нашем на автобусе. (Звучит песня «Автобус» (слова и музыка Е. Железновой).
Итог.
Воспитатель: Вспомните, чем мы сегодня занимались? Что понравилось, запомнилось?