Татьяна Кондратьева
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Страну Красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные: развитие речевого творчества; формирование умения обобщать, классифицировать; учить слышать и выделять противоположные по смыслу слова; учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это наименование; закреплять умение использовать все части речи; закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии, учить образно отображать в рисунках впечатления от услышанного, учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке, упражнять в рисовании цветными карандашами.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в Страну Красивой речи“» размещена в разделах
Развивающие : развивать слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы; обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действие; учить подбирать слова, обозначающие родственные отношения в уменьшительно-ласкательной форме.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации. Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Материалы:
Картинки с ответами загадок, картинки с изображением волшебника, дождя, белая бумага, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в Волшебную страну Красивой речи. Жители этой страны умели красиво и правильно говорить. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.
Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
Вот мы прибыли в Волшебную страну, вы хотите научиться красиво и правильно говорить? Тогда нам нужно выполнить задания.
- Первое задание «Угадайка». Нам необходимо угадать загадки. (Дети отгадывают загадки и показывают ответы в картинках).
1. Пушистая и рыжая
На дереве живет.
Сильными зубками
Орешки все грызёт. (Белочка).
2. Три окошка трех цветов на дороге светят
Их команды знают все, даже дети. (Светофор).
3. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все (Солнце).
4. В небе чистом от дождя
Светит яркая дуга.
Улыбается всегда семицветка -. (радуга).
5. Совы селятся в лесах.
Звёзды светят в. (небесах).
6. Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ежик)
- Молодцы, ребята. Следующее задание «Вообразилия». Ребята, скажите кто такой волшебник? (Воспитатель показывает картинку с изображением волшебника). (Ответы детей). Вам нужно представить себя волшебниками и закончить предложение: «Если бы я был волшебником…» Что бы вы сделали? (Ответы детей).
- Молодцы. Вы хорошо справляетесь с заданиями и помогаете жителям города Слов.
- Ребята, вы знаете пословицы? Я тоже знаю пословицы. Но мои пословицы не простые, в них есть противоположные слова. Задание называется «Кто внимательный?»
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Глазами плачет, а сердцем смеется.
Слушай больше, говори меньше.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Следующее задание называется «Назови одним словом».
-Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.
-диван, стул, стол, кровать, шкаф.
- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.
-Марс, венера, земля, плутон, сатурн.
- а, б, в, п.
- повар, шофер, плотник, продавец, врач.
-1,2,4,5,7,8,0
-фикус, кислица, герань, фиалка.
«Назови признаки»
- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
- Матрешка из дерева…
- Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы, то…
-мальчик с широкими плечами-…
-Дом из кирпича…
-Блюдце из фарфора…
- Воспитатель показывает одному ребенку иллюстрацию, он называет предмет, затем хлопками разделяет слово на слоги. Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.
«Дополни предложение»
-Цветут цветы, когда…
-Уже наступила весна, потому что…
-Слово состоит из…
-Сегодня день…
-Предложение состоит из…
- Физминутка «Стрекоза». Ребята, давайте сделаем зарядку.
Утром стрекоза проснулась, (потерли кулачками глаза)
Потянулась, улыбнулась. (руки вверх, потянулись)
Раз – росой она умылась, (потерли ладонями щеки)
Два – изящно покружилась, (покружились на месте)
Три – нагнулась и присела (присели)
На четыре – полетела. (помахали руками вверх-вниз)
У реки остановилась, (легкий бег на месте)
Над водою закружилась (присели)
- Ребята, в Волшебной стране живут много разных слов, Вас даже зовут всех по разному: Рома. Ульяна, Милана и т. д. Всех вас можно назвать еще ласково: Ромочка, уляночка, Ульяша. Все это близкие слова, только ласковые. Давайте, поиграем в игру Назови ласково». Я буду говорить слово, а вы назовете ласково.
Заяц – зайчонок, зайчоночек, зайчишка, зайка, заюшка.
Бабушка – бабулечка, бабуля, бабулечка.
Мама- мамочка, мамуля, маменька.
Лиса – лисичка, лисонька.
Дочь – дочка, доченька, дочурка.
Кот – котик, коточек, котеночек.
Медведь – мишенька, мишутка, медвежонок.
- Ребята, скажите что бывает зеленым – огурец, крокодил, листья, елка, краски, нитки. Сейчас мы поиграем в игру «Какое что бывает?»
Широким – река, дорога, лента, улица.
Маленьким – котенок, мышка, лисенок, брат, сестра, лисенок, хомячок, мальчик.
Вкусным – конфета, торт, пирог, сок, чай, торт.
Высоким – дом, башня человек, потолок, температура.
Круглым – стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, солнце, помидор.
- Дети, в городе пошел дождь. (Звучит шум дождя). Послушайте стихотворение О. Григорьева «Какой дождь».
Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый,
Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный и горячий,
А ещё и грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.
- Скажите, какой бывает дождь? Если дождь маленький, только начинается, как про такой дождь можно сказать? (Капает, моросит, собирается, идет). А если дождь льет сильно, то что можно сказать про него? (Ливень, стучит, барабанит, льет как из ведра).
Вот дождь закончился и нам пора возвращаться домой.
Итог. Ребята, молодцы. Вы сегодня хорошо справлялись со всеми заданиями. Были очень внимательными, правильно говорили.
Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.
-Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?