МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Осень золотая»

Добровольская Анна
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Осень золотая»

ГБДОУ ЦРР детский сад №89

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

Старшая группа №2 воспитатель Добровольская А. И.

Конспект занятия по развитию речи «Осень золотая» для детей старшей группы

Программное содержание

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы „Осень золотая“» размещена в разделах

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме : «Осень золотая» у детей старшей группы

Задачи: 1. Продолжать работу над развитием понимания детьми словообразования и обогатить словарь детей существительными : предзимье, листобой, грязник.

2. Познакомить со старинными русскими названиями осенних месяцев – сентябрь, октябрь, ноябрь, помочь понять содержание их, запомнить.

3. Продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительным (слова-признаки, отвечающие на вопросы: Какой? Какое? Какая? Какие).Упражнять в притяжательных прилагательных(«Чей,чьи?»)

Предварительная работа

Чтение сказок: «Медведь и мужик», «Вершки и корешки». Дидактические игры по словообразованию «Какой? Какая? Какое?», «Найди лишний», «Один-много», «Весёлый счёт» «Лови и называй». Экскурсия в осенний парк, наблюдения сезонных изменений в природе осенью. Рассказывание по сюжетным картинам «Осень».

Методы и приемы: дидактическая игра, речевая подвижная игра, психогимнастика, показ, объяснение.

Материалы: сюжетные картинки с изображением осенних признаков; кленовые листья, кадушка,боченок.

Ход занятия

Воспитатель:- Ребята, к нам сегодня в гости залетел листик. Интересно почему он к нам залетел (Потому что наступила осень).

В:-Как вы думаете от какого дерева этот листик оторвался (Клена)

В:- Листья каких деревьев вы знаете (Березовые,рябиновые,дубовые,осиновые)

В:-Сейчас мы поиграем с кленовым листочком.

Речевая подвижная игра (малой подвижности) в кругу с осенним листочком :

Цель: совершенствование у детей умения подбирать слова-признаки

«Ты лети, лети, листок

Не по пням, не по дорожкам, а по детским по ладошкам.

Как в ладошки попадешь, слово об осени возьмешь»

В: - Какая осень? (золотая, красивая, холодная)

-Какое осенью становится небо? (хмурым, пасмурным, серым, низким, угрюмым)

-Какие осенью листья? (Желтые,красные,оранжевые,листья стали сухими, потемневшими)

-Какие осенью гроздья рябины? (красивые, спелые, багряные)

-Какая осенью вода в озере? (Чистая, прозрачная, холодная, замерзшая)

В: - Дети, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

В:- В старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ.

В: - Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)

В:- ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.

В: А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой).

-И получилось какое слово? (листобой)

-Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)

-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»). - НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.

В: - Почему называли воротами зимы? (Сильные ветры со снегом, снег ложиться и не тает больше)

-Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.

-Какое знакомое слово слышится? (Зима).

-Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»? (Это время перед зимой).

Психогимнастика

Цель: развитие у детей психомоторных функций, умения применять эмоциональные состояния.

«Дождь стучит по мокрым крышам Дети стучат пальчиками одной руки по ладошке другой

Ветер всю листву сорвал. Дуют

Знать, сентябрь из дома вышел Пальчики «идут» по ладошке

Разворчался, осердчал» Хмурятся.

В: -Осень в народе называли «Осень – припасиха»—время, когда люди собирали урожай и делали себе припасы на зиму. Как вы думаете какие припасы на зиму делают люди (Солят капусту, огурцы, помидоры. Маринуют салаты из овощей, варят компоты из фруктов и ягод).

-А что еще варят из ягод (Варенье)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Цель: закрепление у детей умения подбирать слова-признаки (прилагательные к именам существительным)

Варенье из клубники- клубничное

Варенье из крыжовника – крыжовничное

Варенье из черники – черничное

Варенье из брусники – брусничное

Варенье из ежевики – ежевичное

Варенье из голубики – голубичное

Варенье из малины – малиновое

Варенье из вишни – вишнёвое

-А из чего еще можно сварить варенье?Как вы думаете,ребята (из фруктов. яблоко,груша,абрикос,персик)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Варенье из яблок-яблочное

Варенье из груши-грушевое

Варенье из абрикоса-абрикосовое

Варенье из персика-персиковое

В: -Раньше варенья не варили. Для варенья необходим сахар, а он в был очень дорогой. Поэтому ягоды просто сушили, а некоторые виды (бруснику, клюкву) мочили - заливали водой. Моченые ягоды могли стоять в деревянных кадушках (показ) до самой весны и не портится. Вместо сахара добавляли мед! Хранили мед тоже в туесках и бочонках. (показ)

В:- Ой, ребята, а где же наш кленовый листочек? Наверное, спрятался куда-то. Давайте поищем его (Дети ищут и находят за шторой на подоконнике)

В:- Да он здесь не один, а со своими друзьями!А, давайте посчитаем сколько их ( Дети считают:- Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев,десять кленовых листьев)

В:- Ребята, вы сегодня молодцы! Давайте вспомним и расскажем кленовым листочкам о чем мы сегодня говорили? (Высказывания детей)

Публикации по теме:

Коллективный коллаж «Золотая осень» детей старшей группыКоллективный коллаж «Золотая осень» детей старшей группы Цель:Создание коллажа "Золотая осень" для украшения группы. Задачи: Развить художественное видение,творческое восприятие,привить навыки.

Конспект НОД по развитию речи «Осень золотая» для детей младшей группыКонспект НОД по развитию речи «Осень золотая» для детей младшей группы Тема: «Осень золотая» Задачи: расширять представления детей об окружающей природе; развивать художественное восприятие, внимание; формировать.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень» Цель: Обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:1. Образовательные: Активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Осень».

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «От весны до зимы»Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «От весны до зимы» Цель: развивать речь детей с опорой на экологическую тематику. Задачи: - закрепить приметы разных времен года, учить видеть отличия;.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи «Поможем ежику» для детей средней группы Задачи: продолжать знакомить детей с обитателями осеннего леса: где живет ежик, зачем ему колючая шубка, что делает ежик зимой, учить образовывать.

Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина» и изготовление аппликации «Золотая рыбка»Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина» и изготовление аппликации «Золотая рыбка» Манвелова Мария Конспект занятия по развитию речи старшая-подготовительная группа «Сказки А. С. Пушкина» Аппликация «Золотая рыбка»[/h4] Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель:.

НОД по познавательному развитию детей в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Золотая осень»НОД по познавательному развитию детей в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Золотая осень» ЦЕЛЬ :углубить и конкретизировать представление о временах года; формировать осознанно-правильное отношение к явлениям природы. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Осень золотая»
Опубликовано: 22 сентября 2021 в 14:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Осень золотая»» (включая файлы) размещена пользователем Добровольская Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД