Людмила Сярдина
Конспект занятия по развитию речи «Наша дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Закрепить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
- Раскрыть понятия «родители», «семья»; расширить представления о родственных связях.
- Развивать связную речь, умение рассказывать о своей семье последовательно, называть родителей по имени, отчеству.
- Подбирать к существительным слова – признаки. Активизировать словарь словами семья, родственники, родня, внешность.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Наша дружная семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, желание заботиться о близких людях.
Планируемые результаты: ребенок активно взаимодействует с взрослым и сверстниками, знает и определяет родственные отношения, называет членов семьи по имени и отчеству.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Методы и приемы: чтение стихотворений, загадка, игра с мячом, игра «Собери цепочку», дидактическая игра «Солнышко и туча», психогимнастика, игра «Подбери признак».
Подготовка к занятию: подобрать картинки (младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка - младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка).
Предварительная работа: рисование на тему «Моя семья», обсуждение пословиц и поговорок о семье, сюжетно – ролевые игры «Путешествуем всей семьей», «Дом». Разучивание стихотворений «Моя семья» Е. Гомонова, «Моя родня» Я. Аким.
Материал: иллюстрации на тему «Семья», буквы из разрезной азбуки, картинки с изображением тучки и солнышка, мяч.
Индивидуальная работа с Снежаной Е. в умении подбирать слова – признаки.
Ход занятия:
1-й ребенок:
Что такое семья? Папа, мама и я!
Баба Зоя, баба Зина, дедушки: Егор, Василий,
Тетя Аня, тетя Таня, дядя Вова, дядя Ваня,
И сестренка моя — вот и вся моя семья!
Всех двоюродных назвать, так до вечера считать!
2-й ребенок:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
3-й ребенок:
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
- А чем же мы сегодня будем говорить на занятии? (ответы детей)
- Да, правильно, сегодня речь пойдет о семье. Семья может быть большой, где есть папа, мама, много детей, бабушки, дедушки, но может быть и маленькой - например, мама и ребенок, но если они любят друг друга - это настоящая семья.
Сегодня я приглашаю вас в гости к девочке Марте, в ее большую, дружную семью (рассказ сопровождается демонстрацией соответствующих иллюстраций).
Давайте познакомимся поближе.
Марте 6 лет. У нее есть папа Артем и мама Марина. Вместе с ними проживает старший брат Марты, которого зовут Артем, как и папу. А это младший брат Марты Марк, ему три года.
Теперь пора познакомить Марту со своими семьями, Я приготовила для вас вот такие таблицы, они помогут вам последовательно рассказать о своей семье (воспитатель располагает мнемотаблицы на доске). Рассказывают 2 – 3 ребенка.
В семье марты все Петровы: и папа, и мама, и ее братья, и она сама. А какая у вас фамилия? Выложите ее из букв (дети выкладывают свою фамилию из букв).
- Папа Марты веселый и добрый. Он любит угощать детей конфетами и смотреть футбольные мачты по телевизору. Он артист, ездит на гастроли, а в свободное время ходит на рыбалку.
- А теперь познакомьте марту со своим папой, расскажите о нем по плану.
Как зовут вашего папу?
Какой он? Сколько ему лет?
Опишите его внешность: какого цвета у него волосы, глаза, какого он роста?
Кем работает папа? Чем любит заниматься в свободное время? (2 – 3 ребенка)
Ребенок рассказывает стихотворение про папу.
Папа.
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
- Мама у Марты очень красивая. У нее длинные светлые волосы и ласковые глаза. Она музыкант: играет на пианино и часто выступает вместе с мужем на концертах. Мама Марты умеет печь очень вкусные пирожки. А Марта, Артем, Марк и папа помогают ей по хозяйству.
- Теперь расскажите Марте о своей семье по плану.
Как зовут вашу маму? Какая она? Сколько ей лет? Опишите ее внешность: какого цвета у нее волосы, глаза, какого она роста? Кем ваша мама работает? Чем любит заниматься в свободное время? (2 – 3 ребенка)
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)
Аналогично рассказывают о бабушке, дедушке.
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки – это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко) (рассказ 1-2 детей о своей бабушке)
Дедушка.
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)
(рассказ 1-2 детей о своем дедушке)
Проводится разминка.
Кто живет у нас в квартире?
(шагают на месте)
Раз, два, три, четыре.
(хлопают в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять
(прыгают на месте)
Всех могу пересчитать:
(шагают на месте)
Папа, мама, брат, сестренка
(хлопают в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка
(наклоны влево – вправо)
Мой сверчок, щегол и я-
(повороты туловища влево – вправо)
Вот и вся моя семья!
(хлопают в ладоши)
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра «Подбери признаки»
— А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная…
Папа – строгий, умный, сильный…
Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая…
Дедушка — старый, мудрый, седой…
Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая…
Брат – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный…
Психогимнастика
- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение?
- А если они хмурятся?
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).
- Вы же знаете, что такое домашний труд. Встаем в круг. Передаем мячик и называем действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.
Дети:
Приготовление пищи,
Уборка комнаты,
Глаженье белья,
Мытья посуды,
Ремонт крана,
Вынос мусора,
Выбивание паласа,
Покупка продуктов,
Стирка белья….
- Вы назвали много домашних дел, как же взрослые успевают все это сделать? Когда же они отдыхают?
- Надо все дела делать вместе. Быстро все сделать, а потом можно отдыхать: смотреть телевизор, читать книги, играть.
- Правильно все домашние дела надо распределять между членами семьи: мамой, папой, детьми, тогда останется время и для отдыха.
Дидактическая игра «Солнышко и туча»
Саша помог маме вымыть посуду.
Надя на прогулке специально испачкала куртку своей подруге.
Юля убрала за собой игрушки.
Таня заботится о бабушке, которая болеет.
Ваня помог папе в хозяйственных делах.
Маша поздравила своего дедушку с днем рождения.
Коля забыл покормить своего домашнего питомца. (дети оценивают поведение с помощью солнышка и тучки)
Игра «Собери цепочку»
Разложить картинки согласно возрасту и полу:
- младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;
- младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.
- Я для вас приготовила загадки.
Мне она тётя, а моей маме (сестра).
Моему папе он папа, а мне (дедушка).
Моему папе она жена, а мне (мама).
папе он родной брат, а мне (дядя).
моей маме он муж, а мне (папа).
моей маме она мама, а мне (бабушка)
Итог занятия.
- Молодцы! Скажите, что же такое семья? (ответы детей)
- Как много вы знаете о семье, о родственниках (раздает сердечки из цветного картона). Теперь я вам предлагаю сказать несколько добрых, сердечных слов о своей семье. Начните со слов: «Я люблю тебя, моя семья, потому что…»
Дети поочередно высказываются и вывешивают сердечки на веточки дерева. Затем любуются красотой дерева, образуют круг и говорят «Мы тоже большая и дружная семья»