Епишева Елена Сергеевна
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Ф. И. О. педагога: Епишева Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Образовательное учреждение : МБДОУ г. Иркутска детский сад №3
Город: Иркутск
Тема: «Осень»
Предмет: развитие речи
Возраст: 5-6 лет
Используемые технологии : ИКТ- технологии, Технология ТРИЗ, Технологии здоровьесберегающие.
Форма организации: фронтальная.
Средства:
Публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Наглядные: сюжетные картинки (уборка урожая, осенний лес, корзина,осенние листья, слайды (осенний лес, поздняя осень)
Музыкальные: музыкальная запись П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года,»
Технические средства : мультимедийное оборудование, музыкальный центр.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина, игра «Подбери предмет к признакам»
Цель: продолжать учить детей творческому рассказываю с использованием технологии ТРИЗ.
Задачи:
Образовательные :
Систематизировать знания об осени и осенних явлениях, активизировать словарь по данной теме. Учить составлять схемы разных высказываний.
Развивающие :.
Развивать речевое внимание, творческую активность, память, мышление.
Воспитательные:
воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.
Этапы Слайд Деятельность педагога (приемы, методы) Деятельность детей.
Введение в ситуацию Воспитатель читает стихотворение Е. Трутнева «Осень»
А каком времени года говорилось в стихотворении? Назовите осенние месяцы.
Осень в сентябре какая? Осень в ноябре какая? Ребята, а вы хотите отправиться в осенний лес на прогулку.
В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти, интересней приключений нам, ребята не найти. Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь. По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдем. Может быть, в лесу осеннем мы боровичка найдем.
Дети свободно располагаются в группе. Вступают в диалог с воспитателем. Отвечают на вопросы.
Дети. Ранняя, золотая, разноцветная.
Дети. поздняя, холодная, морозная, сырая.
Дети берутся за руки и за педагогом идут шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями.
Актуализация знаний, планирование деятельности. Слайд
Звучит отрывок пьесы П. и. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года» Показ слайда с изображением осеннего леса. Дети посмотрите, вот мы и пришли в осенний лес. Сегодня мы поговорим об осенней поре.
Игра «Подбери действие»
Воспитатель. Листья осенью что делают? Дождь осенью что делает? Урожай осенью что делают? Птицы осенью что делают? Звери осенью что делают?
Игра «Подбери признак». Показ слайдов.
Воспитатель. Листья осенью какие? Как можно сказать об этом одним словом. Какой дождь осенью? Какая погода поздней осенью?
Как называется осеннее явление, когда листья опадают с деревьев? Дети представьте, что вы осенние листочки.
Дыхательное упражнение «Ветер и листья».
Физминутка «Золотые листочки».
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат-шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Ш-Ш-Ш. Дети рассаживаются на стульчики. Отвечают на вопросы.
Дети. Желтеют, опадают, летят.
Дождь осенью идет, моросит. Урожай осенью убирают. Птицы осенью улетают. Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Дети. Листья осенью желтые, красные, багряные, золотые. Листья осенью разноцветные. Дождь осенью холодный, морозящий. Погода поздней осенью пасмурная, холодная, хмурая, морозная.
Дети. Листопад.
Дети делают вдох, задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ш» и постепенно опускают руки вниз.
Дети кружатся. Опускаются на колени. Водят руками по полу. Качают руками вправо-влево.
Проблемно-поисковый этап.
Воспитатель вносит корзину с разноцветными листьями. Среди листочков находится письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки, и детям придется самим догадаться, что там было написано.
Воспитатель записывает ответы детей. Воспитатель читает рассказ, составленный с помощью ответов детей. Рассказ «Осень».
На смену лету пришла (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за туч). Деревья одели (разноцветные наряд). (красные, желтые …листья горят на солнышке, а затем (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет прятаться (по домам). Птицы собираются в стаи (и улетают в теплые края). Животным некогда резвиться, они делают… (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Пальчиковая игра «Осенние листья»
Дети отвечают.
Дети проговаривают слова и выполняют движения.
Раз, два, три, четыре, пять. (хлопают в ладони)
Будем листья собирать.
Загибают пальчики начиная с большого.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Сжимают и разжимают кулачки.
Открытие нового знания. Дети сегодня мы с вами будем составлять разные рассказы: рассказ описание обозначается кругом, разделенным на три части, повествование (сюжетный рассказ)- поездом, у которого вагончики разного цвета, а рассуждение- это знак вопроса (полукруг вопроса, верхняя часть круга, первый вагончик –зелёного цвета, средняя часть вопроса, центральная часть круга, второй вагончик- красные и точка вопроса, нижняя часть круга, третий вагончик –синего цвета). Показ на слайде картинки об осени. Воспитатель раздаёт детям картинки. Дети у кого кружочки составляют описание осени, у кого вагончики придумывают историю о том, что случилось в осеннем лесу, а у кого знак вопрос, доказывают, что на картине изображена именно осень. Дети делятся на три команды. Составляют рассказы об осени. Одна команда составляет описание осени, вторая команда придумывают историю о том, что случилось в осеннем лесу, третья команда, доказывают, что на картинке изображена именно осень.
Остальные дети выкладывают у себя на столах модель высказывания: описания, повествования и рассуждения. Дети оценивают кокая команда лучше составила рассказы.
Заключительный этап. Рефлексия. Дети подошло время возвращаться в детский сад. Дети, о каком времени года мы сегодня говорили? Что вам понравилось сегодня делать на занятии. Какие рассказы мы составляли?