Петрова Алёна
Конспект занятия по развитию речи «Рыбы» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «РЫБЫ. МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ»
Ход ХАНЯТИЯ
Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Рыбы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Задачи:
Коррекционные:
• обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме:
- названия рыб (акула, щука, ёрш, камбала, сом, меченосец, золотая рыбка, сельдь, карась, лещ,
- названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя);
- обобщающие понятия: «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы»,
• развивать связную речь : составление описательных рассказов – загадок о рыбах;
• развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух;
• развивать наблюдательность, мышление;
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• активизировать познавательную деятельность :
Образовательные :
• учить выделять признаки различия и сходства между рыбами;
• упражнять в словоизменении существительных единственного, множественного числа и множественного числа в родительном падеже;
• упражнять в образовании родственных слов;
• закреплять употребление в речи слов – антонимов;
• совершенствовать естественно-научные представления
Воспитательные:
• повышать активность, сознательность, интерес к логопедической НОД;
• воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание помочь, экологическую грамотность у детей.
Предварительная работа: знакомство детей с видами рыб, с их названиями. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русской народной сказки «По щучьему веленью», А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», Н. Носов «Карасик». Разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; Подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».
Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей.
Разучивание игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рыбка».
Материал и оборудование: компьютер с презентацией о рыбах (картинки, игры)
раздаточный материал – игровизоры, раздаточные картинки на магнитах, мольберты
Цель: развивать общие речевые навыки.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала. —
Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю — чудака.
— Где же твой рыбак?
Попался?
— Нет, ушёл хитрец,
Сорвался!
Е. Череповецкий
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, словообразование; учить подбору родственных слов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.
Л/ д: образуем слова одной семейки к слову рыба.
Как можно назвать маленькую рыбу?
1-й ребенок. Рыбка.
Логопед: Как еще?
2-й ребенок. Рыбешка.
Логопед: Как называют человека, который ловит рыбу?
3-й ребенок. Рыболов.
Логопед: А еще как?
4-й ребенок. Рыбак.
Логопед: Что делает рыбак?
1-й ребенок. Рыбачит.
Логопед. Как называется увлечение рыбака? Куда он ходит.
2-й ребенок. На рыбалку.
Логопед: Какой суп варят из рыбы?
3-й ребенок. Рыбный.
Логопед: Как можно назвать большую рыбу?
4-й ребенок. Рыбина.
Логопед: Чей хвост у рыбы?
5- ребёнок. Рыбий.
Л/ д: Отлично! Вы подобрали столько слов из одной семейки. Давайте вспомним еще раз эти слова.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление.
Ход игры. Воспитатель произносит ряд слов. Ребёнок запоминает слова, повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему.
Щука, акула, кит, дельфин. —Лишнее слово щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова — названия морских животных.
Игра-я ракушка» - изобразите рыбку.
Физкультминутка «Рыбка в озере жила».
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла, (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала. (прыгаем ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк,
Извивается вот так, (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает. (разъединяем запястья рук и соединяем)
Дернул леску рыбачок,
Да сорвался червячок, (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком осталась. (совершаем волнообразные движения ладошками)
Игра «Сосчитай-ка»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже.
Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).
Затем воспитатель усложняет задание, предложив детям считать, кого нет.
Можно предложить посчитать, «с кем мы встретились».
Игра - «Скажи наоборот» 5й слайд
Л/ д: Ребята, вам предстоит ещё одно испытание.
У ОКУНЯ маленькая голова, а у СОМА – большая.
У ЩУКИ длинный хвост, а у КАРАСЯ – короткий.
У СОМА большой рот, а у ЛЕЩА – маленький.
У ЛЕЩА широкое тело, а у ЩУКИ – узкое.
У СУДАКА мелкая чешуя, а у КАРАСЯ – крупная.
ЩУКА плавает быстро, а НАЛИМ – медленно.
У СЕЛЬДИ чешуя гладкая. а у ОКУНЯ – шершавая.
ОКУНЬ плавает в воде высоко, а КАРАСЬ – низко.
Рыбка в воде мокрая, а на суше – сухая.
8. «7- я ракушка» - «Расскажи и покажи стихотворение про рыбку»
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями
Рыбке весело играть. дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Игра «Отгадай, какое слово задумано»
Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление, учить определять первый и последний звуки в слове.
Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями морских животных. Воспитатель называет первый и последний звук в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.
Слова: скат, кит, акула, черепаха, рыба, щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом.
Игра «Загадай загадку»
Цели: развивать связную речь, учить составлению рассказов-описаний по графической схеме.
Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки, описывая морское животное по опорной схеме.
Тексты для пересказа
МОРСКОЙ КОНЁК
Морской конёк живёт у берега среди морской травы.
Зацепится за травинку хвостом и качается: взад-вперёд, взад- вперёд, вместе с прибоем.
Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.
По Г. Снегирёву
Вопросы:
Где живёт морской конёк?
За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем?
Как маскируется морской конёк?
КАМБАЛА
В море рыбы тоже маскируются. Вот камбала плоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть — хищных рыб.
Но врагам её трудно найти. Рядом проплывёт зубатка, а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая. Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни. Даже такой с камбалой опыт делали. Положили на дно аквариума шахматную доску. Камбала подумала немного и стала вся, как шахматная доска.
Так камбала меняет окраску — маскируется, как настоящий разведчик.
По Г. Снегирёву
Вопросы:
О какой рыбе говорится в рассказе?
Как выглядит камбала?
Почему врагам трудно найти камбалу?
Какой опыт провели с камбалой?
Текст для пересказа
КОЛЮШКА
В Балтийском море, и в Белом, и в реке Неве живёт колюшка, маленькая рыбка в пол-ладони. На спине у неё девять острых колючек, чтоб от хищных рыб защищаться. Весной колюшка не выпускает свои икринки в воду, а строит для них гнездо. Всё идё т в дело: и подводные травинки, и кусочек дерева со дна — всё вплетает колюшка в круглое гнездо. Колюшка то плавает вокруг гнезда, то потрётся об него боком — попробует, прочно ли? Вдруг увидит большую рыбу, растопырит колючки и бросается на неё. Но вот гнездо готово, и мама-колюшка откладывает в него всего штук пятьдесят икринок. Зато отец-колюшка так охраняет гнездо, что ни одна икринка, ни один малёк не погибает.
Г. Снегирёв
Вопросы:
Где живёт колюшка?
Как выглядит колюшка?
Куда колюшка откладывает икринки?
Из чего колюшка строит своё гнездо?
Как колюшка защищается от больших рыб?
Как ведёт себя отец-колюшка?