Анастасия Борискина
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ русской народной сказки
«Крылатый, мохнатый да масленый»
Цель: Учить пересказывать текст с опорой на схему.
Задачи:
- Побуждать пересказывать текст от лица литературного героя;
- подводить к пониманию многозначных слов (кивает, бился) и устаревших слов (своротил, пуще, завалинка);
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- «Крылатый, мохнатый да масляный», русская народная сказка
- Темочки
- познакомить с образным выражением (дрожмя дрожит, соотнести его с характеристикой персонажа, побуждать использовать его в пересказе;
- развивать умение детей последовательно воспроизводить сказку;
- развивать умение работать с условными заместителями персонажей сказки, с мнемотаблицей;
- развивать умение передавать интонацией характеры героев;
- развивать умение разрешать проблемные ситуации;
- воспитывать умение слушать сверстников;
- воспитывать нравственное поведение на примере героев сказки.
Оборудование: Кружочки из картона трёх цветов, разрезные картинки (блин, мышонок, воробей, мнемотаблица по сказке.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель раздаёт детям кружочки трёх разных цветов.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие по сказке. А чтобы вспомнить сказку, давайте разделимся на три команды и соберём разрезные картинки. Прошу вас подойти к столу, а к какому, вам подскажет ваш кружок.
Каждая команда возле своего стола собирает разрезные картинки.
Воспитатель: Первая команда, кто получился у вас на картинке?
Дети: Мышка.
Воспитатель: Давайте вспомним, в каком произведении можно встретить персонаж – мышь?
Дети: В сказках «Теремок», «Репка», «Сказка о глупом мышонке».
Воспитатель: Вторая команда, а кто получился у вас на картинке?
Дети: Воробей.
Воспитатель: В каких произведениях можно встретить персонажа – воробья?
Дети: В рассказе «Под грибом», в стихотворении «Путаница».
Воспитатель: Кто получился на вашей картинке, третья команда?
Дети: Блин.
Воспитатель: В каких произведениях можно встретить персонаж – блин?
Дети: В русских народных песнях, потешках.
Воспитатель: А в какой русской народной сказке можно встретить всех трёх героев? Мы с вами её недавно читали.
Дети: «Крылатый, мохнатый да масленый»
2. Сообщение темы занятия. Чтение текста сказки.
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам эту сказку, а вы её чуть позже перескажете.
Дети садятся на стульчики, слушают сказку.
3. Словарная работа.
Воспитатель: Какая пословица передаёт весь смысл сказки? И кто из героев её произнёс?
Дети: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет». Её сказал блин масленый.
Воспитатель: А что значит, слово «кивает»?
Дети: Злится, обижается, не уважает чужой труд, считает, что его работа сложнее.
Воспитатель: Чтобы вам легче было пересказывать сказку, у нас есть карточки-подсказки. Давайте посмотрим на них и вспомним, какую работу выполняли герои в начале сказки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, слова, которые я сейчас назову, относятся к началу сказки или к концу : «друг друга не обижали, другому помогали, хорошо жили, хвалили»?
Дети: Эти слова из начала сказки.
Воспитатель: А эти слова, из какой части сказки : «бился, еле вырвался; обварилась еле выскочила, дрожмя дрожит; клюв своротил, слёзы льёт; ещё пуще заплакали»?
Дети: Эти слова из конца сказки.
Воспитатель: В сказке много старых слов и выражений. Давайте подумаем, что они означают. Как вы думаете, что обозначает выражение: «дрожмя дрожит»?
Дети: Очень сильно дрожит.
Воспитатель: «Клюв своротил»? «Пуще заплакали»? «Бился»? «Завалинка»?
Дети: Поранил клюв. «Пуще» – ещё хуже, ещё сильнее заплакали. «Бился» - вырывался.
Воспитатель: В тексте сказки встретилось слово «завалинка». Ребята, это насыпь для тепла, около дома.
4. Пересказ.
Воспитатель: Посмотрите, как стало всем героям плохо в конце сказки, все плачут, и всё это из - за того, что воробей перестал уважать труд друзей. Ребята, а сейчас будем рассказывать сказку, а наши карточки вам помогут.
Дети пересказывают по схеме.
5. Динамическая пауза.
Воспитатель: Давайте немного поиграем. Блин пошёл в лес и пел песенку. А вы знаете песенку блина? Давайте вместе с вами споем эту песенку. Повторяйте за мной движения.
Прыг-скок,
Прыг-скок,
(прыжки на двух ногах)
Я — масленый бок,
(потереть бока)
На сметане мешан,
(круговые вращения руками)
На маслице жарен!
(хлопают в ладоши)
Прыг-скок,
Прыг-скок,
(прыжки на двух ногах)
Я — масленый бок!
(потереть бока)
6. Пантомимические этюды.
Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес? Веселое или грустное?
Дети: Весёлое, потому что он пел весёлую песню.
Воспитатель: Давайте изобразим весёлого блина.
Пантомимический этюд «Радость»
Улыбаются, покачивают головой, выполняют «пружинку»;
Воспитатель: А кто вышел навстречу блину?
Дети: Лиса
Воспитатель: А какая лиса обычно в сказках?
Дети : Хитрая.
Воспитатель: Покажите хитрое выражение лица.
Пантомимический этюд «Хитрость»
Прищуривают глаза, делают повороты туловищем.
Воспитатель: Покажите удивление (страх) блина, от того, что он увидел лису.
Пантомимический этюд «Удивление»
Глаза широко раскрыты, брови подняты вверх, широко открыт рот.
Пантомимический этюд «Страх»
Дети изображают состояние страха: глаза широко открыты, руки согнуты в локтях и прижаты к телу, голова втянута в плечи, дрожат.
Воспитатель: А в это время мышка дома варит щи, но они не получаются у неё такими вкусными как у блина. И мышь прыгает в горшок. Она ошпарилась. Ей больно. А воробей тем временем свернул клюв, и ему больно
Пантомимический этюд этюды «Мне больно».
Глаза грустные, брови сдвинуты, потирают рукой больное место.
Воспитатель: Тут воробью стало стыдно.
Пантомимические этюды «Стыд».
Дети представляют, что им стыдно: голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы один из героев сказки. Расскажите, что с вами случилось.
Дети пересказывают от лица одного из героев.
7. Дидактическая игра «Что было бы, если бы.». Итог занятия.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Что было бы, если бы.» (решение проблемных ситуаций)
- Если бы мышонок не варил щи, то (не ошпарился).
-Если бы воробей дрова не колол, то (не сломал клюв).
-Если бы блин не пошел на охоту, то (не схватила лиса зубами).
Сказка учит нас ещё и правилам безопасности (с кипятком не шутят, дрова рубят топором, в лес одни не ходят).
Воспитатель: Сегодня мы с вами научились пересказывать русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масленый», попробуйте дома рассказать эту сказку своей семье.