Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»

Анастасия Борискина
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Пересказ русской народной сказки

«Крылатый, мохнатый да масленый»

Цель: Учить пересказывать текст с опорой на схему.

Задачи:

- Побуждать пересказывать текст от лица литературного героя;

- подводить к пониманию многозначных слов (кивает, бился) и устаревших слов (своротил, пуще, завалинка);

Темочки:

- познакомить с образным выражением (дрожмя дрожит, соотнести его с характеристикой персонажа, побуждать использовать его в пересказе;

- развивать умение детей последовательно воспроизводить сказку;

- развивать умение работать с условными заместителями персонажей сказки, с мнемотаблицей;

- развивать умение передавать интонацией характеры героев;

- развивать умение разрешать проблемные ситуации;

- воспитывать умение слушать сверстников;

- воспитывать нравственное поведение на примере героев сказки.

Оборудование: Кружочки из картона трёх цветов, разрезные картинки (блин, мышонок, воробей, мнемотаблица по сказке.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель раздаёт детям кружочки трёх разных цветов.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие по сказке. А чтобы вспомнить сказку, давайте разделимся на три команды и соберём разрезные картинки. Прошу вас подойти к столу, а к какому, вам подскажет ваш кружок.

Каждая команда возле своего стола собирает разрезные картинки.

Воспитатель: Первая команда, кто получился у вас на картинке?

Дети: Мышка.

Воспитатель: Давайте вспомним, в каком произведении можно встретить персонаж – мышь?

Дети: В сказках «Теремок», «Репка», «Сказка о глупом мышонке».

Воспитатель: Вторая команда, а кто получился у вас на картинке?

Дети: Воробей.

Воспитатель: В каких произведениях можно встретить персонажа – воробья?

Дети: В рассказе «Под грибом», в стихотворении «Путаница».

Воспитатель: Кто получился на вашей картинке, третья команда?

Дети: Блин.

Воспитатель: В каких произведениях можно встретить персонаж – блин?

Дети: В русских народных песнях, потешках.

Воспитатель: А в какой русской народной сказке можно встретить всех трёх героев? Мы с вами её недавно читали.

Дети: «Крылатый, мохнатый да масленый»

2. Сообщение темы занятия. Чтение текста сказки.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам эту сказку, а вы её чуть позже перескажете.

Дети садятся на стульчики, слушают сказку.

3. Словарная работа.

Воспитатель: Какая пословица передаёт весь смысл сказки? И кто из героев её произнёс?

Дети: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет». Её сказал блин масленый.

Воспитатель: А что значит, слово «кивает»?

Дети: Злится, обижается, не уважает чужой труд, считает, что его работа сложнее.

Воспитатель: Чтобы вам легче было пересказывать сказку, у нас есть карточки-подсказки. Давайте посмотрим на них и вспомним, какую работу выполняли герои в начале сказки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, слова, которые я сейчас назову, относятся к началу сказки или к концу : «друг друга не обижали, другому помогали, хорошо жили, хвалили»?

Дети: Эти слова из начала сказки.

Воспитатель: А эти слова, из какой части сказки : «бился, еле вырвался; обварилась еле выскочила, дрожмя дрожит; клюв своротил, слёзы льёт; ещё пуще заплакали»?

Дети: Эти слова из конца сказки.

Воспитатель: В сказке много старых слов и выражений. Давайте подумаем, что они означают. Как вы думаете, что обозначает выражение: «дрожмя дрожит»?

Дети: Очень сильно дрожит.

Воспитатель: «Клюв своротил»? «Пуще заплакали»? «Бился»? «Завалинка»?

Дети: Поранил клюв. «Пуще» – ещё хуже, ещё сильнее заплакали. «Бился» - вырывался.

Воспитатель: В тексте сказки встретилось слово «завалинка». Ребята, это насыпь для тепла, около дома.

4. Пересказ.

Воспитатель: Посмотрите, как стало всем героям плохо в конце сказки, все плачут, и всё это из - за того, что воробей перестал уважать труд друзей. Ребята, а сейчас будем рассказывать сказку, а наши карточки вам помогут.

Дети пересказывают по схеме.

5. Динамическая пауза.

Воспитатель: Давайте немного поиграем. Блин пошёл в лес и пел песенку. А вы знаете песенку блина? Давайте вместе с вами споем эту песенку. Повторяйте за мной движения.

Прыг-скок,

Прыг-скок,

(прыжки на двух ногах)

Я — масленый бок,

(потереть бока)

На сметане мешан,

(круговые вращения руками)

На маслице жарен!

(хлопают в ладоши)

Прыг-скок,

Прыг-скок,

(прыжки на двух ногах)

Я — масленый бок!

(потереть бока)

6. Пантомимические этюды.

Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес? Веселое или грустное?

Дети: Весёлое, потому что он пел весёлую песню.

Воспитатель: Давайте изобразим весёлого блина.

Пантомимический этюд «Радость»

Улыбаются, покачивают головой, выполняют «пружинку»;

Воспитатель: А кто вышел навстречу блину?

Дети: Лиса

Воспитатель: А какая лиса обычно в сказках?

Дети : Хитрая.

Воспитатель: Покажите хитрое выражение лица.

Пантомимический этюд «Хитрость»

Прищуривают глаза, делают повороты туловищем.

Воспитатель: Покажите удивление (страх) блина, от того, что он увидел лису.

Пантомимический этюд «Удивление»

Глаза широко раскрыты, брови подняты вверх, широко открыт рот.

Пантомимический этюд «Страх»

Дети изображают состояние страха: глаза широко открыты, руки согнуты в локтях и прижаты к телу, голова втянута в плечи, дрожат.

Воспитатель: А в это время мышка дома варит щи, но они не получаются у неё такими вкусными как у блина. И мышь прыгает в горшок. Она ошпарилась. Ей больно. А воробей тем временем свернул клюв, и ему больно

Пантомимический этюд этюды «Мне больно».

Глаза грустные, брови сдвинуты, потирают рукой больное место.

Воспитатель: Тут воробью стало стыдно.

Пантомимические этюды «Стыд».

Дети представляют, что им стыдно: голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы один из героев сказки. Расскажите, что с вами случилось.

Дети пересказывают от лица одного из героев.

7. Дидактическая игра «Что было бы, если бы.». Итог занятия.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Что было бы, если бы.» (решение проблемных ситуаций)

- Если бы мышонок не варил щи, то (не ошпарился).

-Если бы воробей дрова не колол, то (не сломал клюв).

-Если бы блин не пошел на охоту, то (не схватила лиса зубами).

Сказка учит нас ещё и правилам безопасности (с кипятком не шутят, дрова рубят топором, в лес одни не ходят).

Воспитатель: Сегодня мы с вами научились пересказывать русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масленый», попробуйте дома рассказать эту сказку своей семье.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козёл» (подготовительная группа)Конспект НОД по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козёл» (подготовительная группа) КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «ЛИСА И КОЗЕЛ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕЦель: продолжать учить детей пересказывать сказку.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 22:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Борискина (УИ 257829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД