Кулакова Татьяна
Конспект занятия по развитию речи «Народная игрушка — Матрешка» в первой младшей группе
▼ Скачать
Конспект ООД по развитию речи в первой младшей группе
на тему
«Народная игрушка – Матрешка»
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - Матрешкой
Задачи:
• закреплять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке;
• упражнять в умении различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Народная игрушка — Матрешка“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• развивать речь детей, умение отвечать на вопросы;
• развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку.
Материал и оборудование: иллюстрации разных матрёшек, большая матрешка; матрешки на каждого ребенка. Репертуар «Мы веселые матрешки».
Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворений о матрешках, отгадывание загадок, рассматривание разных матрешек, беседы о матрешках, слушание песни «Мы веселые матрешки».
Ход занятия
Воспитатель: -Ребята, смотрите, я нашла необыкновенный мешочек: большой мешочек, красивый, с огромным бантом разноцветным. А чей это мешочек? Не знаете? (Нет) А может, посмотрим, что там? (Да, посмотрим). Ой, он не открывается, тут замочек. А на замочке загадка. Надо ее отгадать. Вы поможете мне? (Да) Тогда слушайте загадку:
Схожи личиком сестрички,
Как две капельки водички.
Но сидят они друг в дружке.
Что за милые игрушки?
(Дети отгадывают загадку)
Воспитатель: - Молодцы, отгадали! Снимает замочек и развязывает бант. (достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают).
Воспитатель читает стихотворение о матрешке :
Покорил весь Божий мир
Самый русский сувенир
И в полметра, и с ладошку
Кукла яркая-Матрёшка.
Наша кукла- непростая,
Наша кукла-составная,
Ловко прячутся друг в дружке
Деревянные подружки.
Воспитатель: -Ребята, так как называется игрушка, которая у меня в руках?
(Матрешка).
- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку?
(Играть)
- Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.
Воспитатель: садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.
В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными. Отец посмотрел и решил сделать дочери куколку. А государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе с первой, конечно. Вот и расписал Пётр Золотые Кисти всех куколок. А Машенька назвала она её Матрёшка. С той поры для всех детишек точили забавные деревянные игрушки, разрисовывали их цветами, ягодами, другими узорами. Сказке конец.
-Вот так, ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
-Матрешку делают только в нашей стране России, и только русские мастера. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку - матрешку.
-А теперь мы с вами сделаем физкультминутку «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
В сарафанах наших пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо ивлево)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: танцевали, ладно пели и на стульчики присели. Ребята ждет нас диафильм. Все готовы посмотреть? (Да) (музыкальный диафильм «Матрешки»)
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек? (одна, две, три)
- Ребята, а из чего сделана матрешка? (из дерева)
-Значит она какая? (Деревянная)
- Посмотрите внимательно, матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили)
- Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.
- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Да, она раскрывается). Матрёшка раскрывается, давайте покажем нашим гостям.
Д/и «Разбери и собери матрешку»
Воспитатель: -Сколько у вас матрешек? (одна) Теперь разберите матрешку.
-Сколько у вас матрешек? (много)
Д/и «Большая матрешка и маленькая матрешка»
Воспитатель: -Покажите мне, пожалуйста, большую матрешку?
-Покажите мне матрешку поменьше?
-Покажите мне матрешку самую маленькую. А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.
Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили? Ребята, а вам нравится матрешка? Почему?