Маргарита Сагайдачная
Конспект занятия по развитию речи «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить умение детей выделять характерные особенности известных грибов, называть их; упражнять в использовании в речи образных слов, выражений, образовании однокоренных слов; продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный текст; обогащать и активизировать словарь детей существительными и прилагательными; совершенствовать интонационную выразительность речи.
Дидактическое обеспечение: демонстрационный материал - картина лес, картинки с изображением грибов, муляжи грибов, кузовок, лесовичок – игрушка, компьютерная игра «Собери корзинки»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Способы достижения цели:
В руках у воспитателя игрушка – Лесовичок.
Дыхательная гимнастика: «Ветер и листья»
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»)
Артикуляционная гимнастика: «Грибок»
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) Язычок будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Упражнение «Дятел»
Многократно барабанить напряженным кончиком языка с произнесением звука «д»
-Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел.
Ну а этот лишь глядел.
Игра «Кто больше назовет слов»
Дети называют признаки осени.
Воспитатель:
Ребята, кто к нам пришёл! Старичок – лесовичок. Отгадайте, где он живёт, откуда к нам пришёл?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
(лес)
Воспитатель:
Лесовичок принёс вам… что это? (берестяной кузовок)
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Что лежит в нём, вы узнаете,
Коль загадки разгадаете.
Воспитатель выкладывает грибы - муляжи и открытки с грибами.
В лесу под ёлкой крошка,
Только шапка да ножка.
(грибы)
Во лесу, во бору стоят стары старички,
На них красны колпачки,
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
Пока дети, каждый в берете,
Повзрослели – шляпы надели.
(грибы)
Дети показывают отгадки и объясняют, почему, так по - разному, названы грибы. Шляпки грибов похожи на шапку, колпачок, шляпу, берет. Сравнивают грибы. Лесовичок благодарит детей за правильные ответы, предлагает детям послушать сказку.
Сказка за сказкой В. Сутеев «Под грибом»
Дети садятся на ковер слушают шум дождя.
Затем воспитатель читает сказку, обсуждают.
Воспитатель рассказывает сказку. Дети помогают персонажам подбирать слова в тех фрагментах сказки, где ее герои знакомятся, обращаются друг к другу с просьбой, обсуждают, как поступить. Пересказывают 2-4 ребенка.
Физкультминутка:
Меж еловых мягких лап (Руки в стороны, легкие движения вверх – вниз)
Дождик кап – кап – кап! (Руки на поясе, топаем ногами)
Где сучок давно засох, (Наклониться, коснуться руками пола)
Серый мох, мох, мох. (Повернуться в сторону)
Где листок к листку прилип, (Левую руку в сторону, хлопнуть по ней правой)
Вырос гриб, гриб, гриб, (Присесть, медленно вставать)
Кто нашел его, друзья? (Руки в стороны ладонями вверх, пожимаем плечами)
Это я, я, я. (Руки на поясе, выполняем прыжки)
Компьютерная игра «Собери корзинки»
- дифференциация звуков» «ж-ш»; «з-с»
Компьютерная игра «Однокоренные слова»
- умение образовывать однокоренные слова. (гриб – грибок, грибной, грибочек и. т. д.)
Игра Лесовичка «Подбери слово»
Воспитатель, стоя в центре круга, называет слова мужского, женского, среднего рода и бросает мяч детям. Например: дождливый (день, золотая (осень, желтый (лист) и. т. д.
Д/ и: «Добавь слово»
Воспитатель начинает предложение, показывает картинку, а дети заканчивают его одним словом – названием гриба.
Я гуляла в лесу и нашла (грузди)
В лесу набрала полное лукошко (боровиков)
Лесовичок благодарит детей за рассказы и показывает волшебный сундук, открыть который можно, только выполнив задания.
Дети называют пословицы об осени.
Лесовичок открывает сундучок и угощает всех сладкими яблоками, дети благодарят Лесовичка.