Алла Маркин
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии «Сторителлинг» детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать умение составлять рассказы-истории с использованием технологии «Сторителлинг». (настольная игра «Кубики историй»)
Задачи:
- Обогащать активный словарь и развивать связную речь через игру «Кубики историй»;
- Развивать воображение, логику, творческое мышление, внимание, фантазию;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру взаимодействия.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии „Сторителлинг“ детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
Настольная игра – пособие «Кубики историй», инвентарь для тропинки (мостик, кирпичики, кочки., аудиозаписи, компьютер, проектор, игрушка инопланетянина.
Структура сторителлинга. 1
В структуру техники «сторителлинг» входят следующие элементы:
1. Вступление.
Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с
героем.
Варианты вступления:
• Когда-то давным-давно….
• Садитесь поближе, я вам расскажу…
• Однажды…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Жили-были….
• Это произошло темной и дождливой ночью…
• Наш герой понятия не имел, что его ждет…
2. Развитие событий.
Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть
дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, окотором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию,которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.
3. Кульминация.
Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходитчемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы,появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
4. Заключение.
Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.
Ещё надо помнить, что кубики достаем по одному друг за другом, бросаем, и в зависимости от выпавшей картинки, начинаем рассказывать историю.
2. Структура сторителлинга
Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную
тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю. Когда играет больше трёх человек, кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю. Воспитатель может начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики. Таким образом, дети плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные истории. Ребенок, доставший последний кубик, заканчивает рассказ.
Одинаковых историй не получается, каждый раз история получается новая, удивительная, неповторимая. Сначала задачу можно упростить, чтобы детям было легче придумывать историю. Можно придумывать истории по очереди. Например, первый кубик кидает ребенок, следующий воспитатель, итак по очереди. Таким образом, взрослый может направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Так же ребенок может выбрать картинку и рассказывать.
Ход занятия.
1. Организационный момент
(звучит необычная музыка ИНОПЛОНЕТЯНЕНА)
Воспитатель:
- Ой, ребята, вы слышали? Что это было? На, что похож этот звук?
- Ответы детей. Похоже на звук летающей тарелки.
Воспитатель:
- Интересно, кто же это приземлился? Мне кажется, я его вижу!
(педагог вносит игрушку инопланетянина, включается запись непонятной, инопланетной речи)
Звучит запись инопланетной речи.
Проблемная ситуация
Воспитатель:
- Вам, понятно о чем он говорит? Мне тожени чего не понятно. У меня на телефоне есть распознаватель речи, я попробую перевести. Кажется, получилось.
Включается правильная речь:
- Здравствуйте, дети группы «Умники». Меня зовут Эльф. Я прилетел к вам с далёкой планеты. Мы давно за вами наблюдаем, нам нравится, как красиво звучит ваша речь. Мы знаем очень много слов вашего языка, но сложить красиво слова у нас не получается. Помогите, пожалуйста, научите меня красиво сочинять и рассказывать истории.
Воспитатель: Ну как поможем?
Дети: Да!
Воспитатель: Я думаю, в этом нам помогут «Кубики историй», но их нет на привычном месте, отправляемся на поиски. И нашего гостя возьмём с собой.
Воспитатель: Сочинять историю не просто, поэтому, по дороге посетим школу юных фантазеров, может наши кубики там?
2. Основная часть
Игра «Тропинка».
Воспитатель: Дети, сейчас мы пойдем по тропинке, преодолевая препятствия.
На тропинке впереди – большие лужи. Давайте их посчитаем: (дети обходят лужи и считают их) одна большая лужа, две больших лужи, три больших лужи… (слово-признак можно менять, например, грязная или глубокая.)
Мы дошли до ручья, через него перекинут мостик. Проходя через мостик, рассказываем скороговорку. (Скороговорки на карточках).
Далее вы идёте самостоятельно через болото, перепрыгивая кочки.
Затем у вас на пути будет овраг, через него переброшено бревно. Переходите через овраг по бревну, только идите осторожно, сохраняя равновесие. Встретимся возле школы фантазёров.
Игровое упражнение «Школа фантазеров» (дети садятся)
Воспитатель: Вот мы и добрались до школы юных фантазёров. Смотрите, книга! Давайте посмотрим, что в ней? Да здесь написаны незаконченные предложения! Вы, согласны продолжить предложения? А наш инопланетный гость будет внимательно слушать и учиться.
Дети: Да!
Образцы незаконченных предложений
- Если бы у меня была волшебная палочка, то я бы…
- Если бы я однажды попал в школу волшебников, то…
- Если бы я превратился в птицу и умел летать, то…
- Если бы животные и птицы умели разговаривать, то.
- Однажды я увидел необычный сон, и.
- Однажды, я очутился на летающей тарелке, и.
Физкультминутка «Зелёненькие лунатики»
«Зеленые Лунатики»
Говорят, давно из космоса,
Говорят, не в первый день,
До Земли сигнал доносится
От космических людей.
Если вдруг звезда, как с яблони,
К Вам в ладони упадёт –
Значит, там по звёздной радуге
Летит их звездолёт.
Значит, там по звёздной радуге
Летит их звездолёт. И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе,
1-руки вперед
2-руки вверх
3- вперед
4-и. п.
Воспитатель: Вы великолепно справились! Сморите, в книге стрелочка, на ней надпись: «По стрелочкам пойдёте и кубики найдёте». Значит, продолжим путь по стрелочкам.
Воспитатель: Идем спокойно по стрелкам. Вот и пришли! Молодцы!
Игровой прием сторителлинга «Волшебная коробочка»
- В жизни может все случится
Наша история впереди.
Она в гости к нам стучится,
Скажем ей мы – заходи!
Воспитатель: Коробочка открывается, история начинается.
(Звучит волшебная музыка) педагог открывает красивую коробочку, в которой лежат кубики.
Воспитатель: Для начала, давайте дети обсудим вместе, какие же бывают истории?
Ответы детей : смешные, грустные, фантастические, необычные…
Воспитатель: Нужно определиться какую мы историю будем вместе сочинять? Предлагайте варианты?
Различные варианты ответов, рассуждения детей.
Воспитатель: Я предлагаю приступить к игре «Кубики историй»?
Но, перед этим, вспомним, что у каждой игры есть свои правила и мы свою историю будем сочинять по правилам.
Вступление.
Каждая история начинается с призыва к действию: что-то случается с героем, что-то толкает его на подвиги. Для этого использую фразу : «однажды…», «как-то раз…» или «в некотором царстве» (тогда получится уже сказочная история).
Основная часть. (проблемная ситуация)
Это возможность для героя решить проблему, противостоять трудностям, познавая тем самым себя и мир вокруг. Какой урок должен выучить наш герой? При работе над связностью истории уточняем слова для связи предложений (потом, теперь, в это время, имена героев, описание, местоимения и прочее).
Кульминация.
Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом.
Заключение.
Должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением, как в басне мораль.
Ещё надо помнить, что кубики достаем по одному друг за другом, бросаем, и в зависимости от выпавшей картинки, начинаем рассказывать историю.
-Затем, следующий достает и продолжает увлекательную историю!
(История записывается на диктофон)
3. Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Давайте ребята, вместе обсудим, какая история у нас получилась?
- Чему она нас учит? Что мы можем сказать о наших героях?
-Понравилось ли Вам сочинять историю?
- Какие трудности у вас возникли?
- Как думаете, Эльф остался доволен нашей увлекательной историей?
Ответы детей- различные варианты.
- А, давайте, у него спросим?
Звучит аудиозапись голоса инопланетянина.
Эльф: О, да, ваша история получилась удивительная! Вы так здорово составляете предложения по картинкам! Я очень рад, что вы мне помогли, большое спасибо!
Воспитатель: Я думаю, что Вы просто молодцы, очень увлекательная история у нас получилась, интересная! Мы подарим её Эльфу, а он расскажет её своим друзьям.
Пожелаем Эльфу счастливого пути!