Ирина Евменчик
Конспект занятия по развитию речи и культуре речевого общения в средней группе «Путешествие в зимний лес«
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел по образованию
Сенненского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
”Студёнковская детский сад-средняя школа Сенненского района“
Конспект занятия по развитию речи и культуре речевого общения в средней группе
по теме ”Путешествие в зимний лес“
Воспитатель дошкольного образования
Евменчик Ирина Алексеевна
Тип занятия : закрепляющее (занятие на закрепление ранее приобретенных представлений, умений).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и культуре речевого общения в средней группе „Путешествие в зимний лес„» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Цель: формирование устойчивого интереса и положительного отношения к русскому языку, желание овладеть им;
Программные задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить представление о зиме, её приметах;
- уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, подбирать слова-признаки и слова-действия;
Развивающие :
- развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятия, связную речь, моторику пальцев рук, координацию речи с движениями.
Воспитательные:
- воспитывать культуры речевого общения.
Оборудование и материал:
Телевизор, видеофрагмент сюжета про зимний лес, аудиозапись ”Звуки леса“, конверт, картинка снеговика, варежки из картона, карточки с изображением диких животных и их детёнышей; следы зверей, карточки с изображением зверей, мяч, снежинки (весёлые и грустные) по количеству детей, магниты.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Дети стоят в кругу)
Улыбнитесь скорее и весь день будет веселее!
Воспитатель: Возьмитесь пожалуйста за руки, поделитесь друг с другом хорошим настроением. Ребята послушайте внимательно загадку.
Белым снегом все покрыто,
и деревья, и дома,
Что случилось, что случилось?
В гости к нам пришла…
II. Сюрпризный момент.
Воспитатель: «Сегодня, придя, в детский сад я заметила на двери висел вот этот странный конверт, на нё м написан адрес: «Детский сад №1», детям средней группы. Без вас я не стала вскрывать конверт и читать письмо. Хотите, прочтём его вместе?
Воспитатель: (читает письмо)
«Здравствуйте, девочки и мальчики! Я очень хотел прийти к вам в гости, но не смог. Не расстраивайтесь. Я придумал для вас много интересных игр о зиме, жду вас в гости, чтобы показать вам много чудесного, что есть в моём лесу.
Ваш друг Снеговик».
Воспитатель: Ну что ж, примем приглашение Снеговика? Будем путешествовать в зимнем лесу?
Воспитатель: Мы должны подумать о том, как правильно одеться для прогулки, чтобы не замёрзнуть.
III. Дидактическая игра «Подбери варежке пару»
Цель игры: закреплять умение соотносить предметы по цвету, группировать однородные по цвету предметы. Развивать внимание.
Правила игры: Я раздам варежки, вам необходимо на столе найти себе пару с одинаковым цветом и узором.
Воспитатель: Теперь мы готовы к путешествию. Отправимся в лес пешком. Давайте возьмёмся за руки и пойдём по тропинке. (Звучит музыка метели).
Мы шли, шли
И в лес пришли.
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
–Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран.
Посмотрите какой красивый лес. Полон сказок и чудес. Солнышко светит, но не греет. Как искрится снежок на солнышке.
–Какая главная примета зимы?
–Какой бывает снег?
–Какой внешний вид деревьев в лесу?
IV. Дидактическая игра «Угадай, чьи следы»
Цель игры: закрепить знания детей о диких животных, уметь отличать следы диких животных на снегу, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей. Закреплять знания внешнего вида животных, умение отгадывать загадки.
– Ребята, посмотрите, кто – то оставил следы? Как вы думаете, чьи они? У меня есть для вас подсказка:
У зверя уши слишком отрасли,
А хвост, как шарик, не мешает бегу.
Бывает летом он под цвет земли,
Ну а зимой подобен снегу.
–Правильно, заяц (показываю картинку). А как заяц приготовился к приходу зимы? (ответы детей)
–Ребята, посмотрите, здесь ещё какие-то следы. Чьи же это? Вам подсказка:
В рыжей шубке, хвост пушистый.
Острый зуб и хитрый нрав.
Берегитесь зайцы, мыши,
Вас плутовка уже ищет!
–А вот и лиса. Расскажите, как лисичка приготовилась к зиме? (ответы детей)
(показываю картинку).
– Нам надо отправляться дальше. А вот и новые следы. Чьи они? (ответы детей)
Этот зверь - родня собаке,
Его по вою узнает всякий.
В охоте, серый, знает толк.
Угадали? Это (Волк)
(ответы детей)
(показываю картинку).
–Ребята, а почему не видно нигде следов медведя? (ответы детей)
Физкультминутка
А в лесу большой мороз, (Перекрёстно ударяют себя по плечам)
Мёрзнут щёки, мёрзнет нос. (Трут ладошкой нос)
Это зимушка – зима
Снег и холод принесла,
Тёплый шарфик нужен всем (Имитируют действия)
Не замёрзнуть чтоб совсем.
Шапка, шуба и сапожки –
Не замёрзнут наши ножки!
Будем прыгать и скакать, (Прыгают)
Наши ножки согревать!
Рукавички мы надели, (Хлопают руками)
Руки тоже мы согрели.
V. Игра «Найти детёныша для мамы»
Цель игры: продолжать учить находить малышей диких животных и называть их; развивать речь, память, мышление.
– Животные потеряли своих детёнышей. Давайте поможем им. Подберите к карточкам с изображением взрослых животных, карточки с изображением детёнышей и назовите их.
Лиса – лисёнок
Волк – волчонок
Зайчиха – зайчонок
Белка – бельчонок
Медведь – медвежонок
Ежиха – ежонок
VI. Игру «Скажи наоборот»
Цель игры: учить детей использовать в речи слова противоположные по смыслу, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать вербальную память, речевой слух, воспитывать интерес к играмм, речевую культуру.
- А теперь снеговик предлагает вам придумать слова, противоположные по значению.
Большой сугроб – маленький сугроб старые санки – новые санки
Высокое дерево – низкое дерево тёплая шапка – холодная шапка
Длинный день – короткий день зимнй месяц – летний месяц
Мокрые варежки – сухие варежки узкая тропинка – широкая тропинка
VII. Подведение итогов занятия
Нам пора возвращаться в детский сад.
Вокруг себя повернись,
в детском саду очутись!
Дети, мы замечательно провели время. Хоть снеговик и не попал к нам в гости, с его помощью мы узнали много интересного.
–Где мы сегодня с вами путешествовали? (В лесу)
–Кого можно встретить в зимнем лесу?
–Что вам особенно понравилось в путешествии?
–Выберите снежинки, которые соответствуют вашему настроению.
Литература:
1. Учебная программа дошкольного образования. -Минск: Нац. ин-т образования, 2019
2. Марчук, Н. Кинезиологические упражнения для детей с нарушениями речи/ Н. Марчук//Пралеска. -2018.-№3
3. Соценко, Т. М. Дошкольная дидактика. Секреты проведения игр и занятий/ Т. М. Соценко, А. В. Елупахина. - 2-е изд. - Минск: Аверсэв, 2019. -127: ил.
«Здравствуйте, девочки и мальчики! Я очень хотел прийти к вам в гости, но не смог. Не расстраивайтесь. Я придумал для вас много интересных игр о зиме, жду вас в гости, чтобы показать вам много чудесного, что есть в моём лесу.
Ваш друг Снеговик».
У зверя уши слишком отрасли,
А хвост, как шарик, не мешает бегу.
Бывает летом он под цвет земли,
Ну а зимой подобен снегу.
В рыжей шубке, хвост пушистый.
Острый зуб и хитрый нрав.
Берегитесь зайцы, мыши,
Вас плутовка уже ищет!
- Может быть, вы не поверите мне,
но я увидела грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что – то совсем непонятное тут.
Надеты на ветки маслята, опята.
Кто их на зиму сушит, ребята?
Этот зверь - родня собаке,
Его по вою узнает всякий.
В охоте, серый, знает толк.
Угадали? Это…