Елена Еремеева
Конспект занятия по развитию речи «Громко-тихо»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям представления о громкости речи, о ситуациях, когда необходимо говорить громко, тихо, и обычным голосом.
Ход занятия:
Воспитатель читает потешку:
Ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку -
Засыпай, баю-бай.
Ночь пришла,
Темноту привела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Открыла ставеньку-
"Здравствуй, солнышко -
Колоколнышко".
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Громко-тихо“» размещена в разделах
-Воспитатель обращается к детям: Как думаете, почему я прочитала вам потешку вначале тихо, а потом громко?
Правильно, потому что в начале в потешке говорится, что ночь пришла, темноту привела, задремали и птицы, и звери и люди.
-А во второй части потешки - ночь уходит, слышно звонкое пение петушка, природа просыпается, наполняется звуками и хочется приветствовать солнышко.
-Вот видите, как с помощью громкости нашего голоса можно передать различные ситуации.
-Послушайте, какую песенку поет мама своему малышу:
Лю-лю, Дрема пришла,
По-подзыбочке брела,
К саше в люлечку легла,
Сашу ручкой обняла.
Спи-ка, Сашенька, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Ручки белые прижми,
Глазки милые сожми.
-Почему мама поет тихим голосом, спокойным и нежным?
-Конечно, что убаюкать сыночка. Когда ребеночек засыпает ему нужны ласковые, нежные слова, которые нужно произносить спокойным тихим голосом, ведь песенка эта - "Колыбельная".
-А чью кроватку называют колыбелью?
-Верно, колыбелью, люлечкой в старину называли кроватку для маленьких деток, эту кроватку подвешивали на крюк, чтобы мама могла раскачивать, петь песенку и убаюкивать малыша.
-А вот и наша люлечка (воспитатель показывает на подвешенную кроватку, в которой лежит малыш, но что-то ему не спится, что-то его беспокоит. Может кто-нибудь помнит колыбельную, которую пела вам мама на ночь?
-Дети по очереди качают малыша и поэт колыбельную.
-Воспитатель: заснул наш малыш, а как мы теперь с вами будем разговаривать?
-Верно, тихо, чтобы его не потревожить и не разбудить.
-Воспитатель: послушайте, о чем говорит мама-мышь и сыночек-мышонок:
Мышонку шепчет мышь:
"Ты что шуршишь не спишь!
Мышонок шепчет мыше:
"Шуршать я буду тише".
-Воспитатель: как вы думаете, почему я говорю тихо?
-конечно, ночь на дворе, мама мышь спит, а ее сыночек никак не может уснуть. Так как ночь, кругом тишина, и поэтому никто не разговаривает громко.
-А сейчас послушайте еще одно стихотворение "Доброй ночи" (читает громко) :
"Доброй ночи" - молвит тишина.
Каждому она сейчас слышна,
Говорит бесшумными словами:
"Спите, я всю ночь останусь с вами".
-Как вы думаете, у меня получилось передать голосом ощущение тишины?
-Верно, я читала громким голосом, а нужно было тихо, так, чтобы можно почувствовать тишину.
-Попробую исправится, и прочитаю другое стихотворение тихим голосом, спокойным. Называется оно "Ворона"
(Зачитывает стихотворение "Ворона" В. Орлова)
-А теперь я правильно выбрала громкость голоса?
-Почему нет?
-Конечно, в стихотворение говорится что ворона кричит, а кричать тихим голосом не получится. Поэтому это стихотворение нужно читать громко.
-Давайте вспомним, в каких ситуациях мы говорим громко, а в каких тихим голосом?
-Если вы хотите кого-нибудь окликнуть, если заблудились в лесу, если нужно позвать на помощь - это нужно делать громким голосом, чтобы нас услышали. На праздника громко читают стихи, произносят заклички.
-Тихим же голосом разговариваем в помещении, в транспорте, когда поем колыбельные песенки, когда кто то отдыхает или ему просто нездоровится.
-Вот видите, как громкость голоса зависит от ситуации, от тех чувств которые мы хотим передать.