Елена Иванченко
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы на тему «Зимний лес».
Тема: Путешествие в зимний лес.
Цель. Развитие связной речи.
Образовательные задачи.
Развивать умение поддерживать беседу.
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, признаках зимы, зимующих птицах, животных, деревьях.
Совершенствовать умение образовывать множественное число имени существительного.
Продолжать учить составлять предложений с предлогами.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для старшей группы „Зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Продолжать учить составлять предложения по заданной теме, используя зрительный образ.
Развивающие задачи. Развивать связную речь.
Развивать мыслительные операции, воображение, память.
Воспитательные задачи. Совершенствовать навык работы в коллективе, ставить перед собой задачу и согласовывать свои действия с товарищами.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя.
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Планируемые результаты:
Дети называют 3-4 признака наступления зимы;
3-4 зимующих птицы;
4-5 животных;
2-3 лиственных и хвойных деревьев;
Образовывают множественное число существительного на примере названия деревьев;
Составляют 2-3 предложения с предлогами;
Составляют предложение, используя картинку;
Работают парами и в команде.
Оборудование. Магнитная доска, картинки с изображением леса весной, летом, осенью для работы в парах, серия сюжетных картинок «зимний лес» : деревья, животные, птицы, плакат с изображением зимы: снег, сугробы, смайлики для оценки результатов работы, снежинки настроения.
Предварительная работа. Беседы о зиме. Ежедневные наблюдения за птицами на участке, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, животных, зимующих птицах. Чтение произведений о зиме, жизни животных в лесу. Знакомство с пословицами, стихотвореньями о зиме. Разгадывание загадок о зимних явлениях, птицах, животных. Заучивание стихов о зиме. Знакомство с народными приметами и пословицами. Просмотр мультфильмов и видеороликов по заданной теме. Проведение подвижных игр зимней тематики.
Словарная работа: Активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Зимний лес».
Ход занятия
Вводная часть.
Проблемная ситуация
Воспитатель организует работу воспитанников с предметными картинками в парах за столами.
-Подойдите к столу посмотрите, что находится на столе (на столах находятся картинки с изображениями леса в разные времена года). Вам нужно разложить их в правильной последовательности.
Дети подходят к столу и раскладывают картинки с изображениями времен года и обнаруживают недостающую картинку.
Воспитатель: Все ли времена года вы собрали? Какого времени года не хватает? Дети: зимы. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Организует деятельность воспитанников по выведении темы НОД.
- Сегодня мы будем говорить о зимнем лесе. Хотите попасть в гости в зимний лес? Тогда собираемся в путь. Может, в зимнем лесу вы отыщите недостающую картинку.
Основная часть.
Воспитатель: Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Мы попали в зимний лес, послушайте, какая тишина.
Воспитатель читает стихотворение С. А. Есенина
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой Подвязалася сосна.
Что происходит зимой в лесу?
Почему так тихо? Дети: Зимой лес спит, от холода все животные и птицы спрятались в свои жилища.
Воспитатель: что растет в зимнем лесу? Дети: в зимнем лесу растут деревья, кусты. Ребята, посмотрите на деревья в зимнем лесу, как они выглядят? Расскажите, ребята, какие они.
Дети: Деревья стоят без листьев. Они засыпаны снегом.
Воспитатель читает стихотворение С. Есенина.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…
Воспитатель: А что за серебро на ветках зимних деревьев? Вы правильно ответите на вопрос, если отгадаете загадку.
Не колючий, темно-синий,
На кустах развешан… (иней) Ребята, иней – это примета какого времени года? Дети: Это примета зимы.
Проводит фронтальный опрос по работе с картинками деревьев на доске.
- Что на картинках изображено?
- Давайте назовем их.
- Чем деревья в левом столбике отличаются от правого?
- Покажите картинки, на которых деревья в серебре.
- Какие из деревьев хвойные? Какие лиственные?
Организация игрового упражнения «Один-много».
Одна осина, много осин.
Один клен, много кленов.
Одна липа, много лип.
Одна береза, много берез.
Один дуб, много дубов.
Одна рябина, много рябин.
Воспитатель: Кто живёт в зимнем лесу? Дети: в зимнем лесу живут белки, зайцы, волки.
-Давайте поиграем с вами в игру «кто где живет? (Составление предложений с предлогами. Развитие пространственных представлений). - Скажите, а где живёт белочка? (Белка живёт в дупле.) - Где живёт волк? лиса? медведь? мышка?
(Волк живёт в логове. Медведь в берлоге. Лиса в норе. Мышка в норке.)
Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать? Вспомнить названия зимующих птиц вам помогут загадки.
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок. (воробей)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (сова)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит… (сорока)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Воспитатель: Ребята, появление снегирей – это примета какого времени года?
Дети: Это примета зимы.
Воспитатель: Дети, а почему птицы, когда холодно, летят к хвойным деревьям?
-Густые еловые ветки не пропускают холодный ветер, тут теплее. Поэтому птицы, когда холодно, летят в лес.
Показ птиц.
- Назовите этих птиц. Как назвать всех птиц одним словом?
Как в лесу холодно, надо погреться.
Физкультминутка
А в лесу мороз и ветер,
Там в лесу гуляют дети.
Ручки, ручки потирают.
Ручки, ручки согревают.
Мы похлопаем в ладошки.
Мы потопаем немножко.
Нам мороз теперь не страшен.
Все мы весело попляшем. Перекрестные движения рук.
Ходьба на месте
Погладить два раза правую руку,
два-левую.
Хлопки в ладони в ритм речи.
Притопы попеременно правой, левой ногой в ритм речи.
Погрозить пальчиком
«Пружинка».
Воспитатель: Дети, обратите внимание на плакат, который висит сегодня на доске. Что на нем изображено (снег, сугробы).
Мы сегодня из этого плаката будем делать картину зимнего леса. У меня на столе разложены картинки по теме. Возьмите по одной, рассмотрите. (дети рассматривают картинки деревьев, елок, сугробов, птиц, зверей).
Воспитатель: Мы сейчас будем создавать зимнюю картину леса.
1 команда собирает зимний лес. 2 команда заселяет лес животными, которые живут в лесу зимой.
1 команда вам задание понятно? приступаем к работе. (Звучит музыка) Воспитатель: А вторая внимательно смотрит. Спрашиваю детей из 2 команды. Воспитатель: Как вы считаете, они справились с заданием? Ответы детей.
Воспитатель: Приступает к работе 2 команда, а 1 команда внимательно наблюдает. Спрашиваю детей из 1 команды. Они справились с заданием? Почему ты так думаешь? Ответы детей.
- Давайте закроем глаза и представим, что мы находимся в этом лесу.
Вдохнули носиком. Чем пахнет воздух? (пахнет морозом, свежим снегом, смолистым ароматом леса)
Мы с вами внимательно рассмотрели картину и попробуем составить рассказ. Каждый из вас должен составить предложение, используя свою картинку. Но каждое предложение должно начинаться с одного и того же словосочетания «Зимой в лесу».
Я Начну, а вы продолжите. «Зимой в лесу вся земля покрыта снегом».
(Дети по очереди говорят свои предложения)
-Как бы вы назвали эту картину? («Зима в лесу», «Зимний лес».) Вот и нашлась недостающая картинка с изображением зимнего леса.
Заключительная часть.
Подведение итогов НОД.
- Чем сегодня занимались? О чем говорили? Что особенно запомнилось?
Дети отвечают на вопросы воспитателя, оценивают смайлами свою деятельность на занятии.
За старания дарю вам «Снежинки настроения».
Воспитатель: Ребята, выберите снежинку с изображением того настроения, которое осталось у вас после нашего путешествия.
Дети выбирают «снежинки настроения».