Михайлова Анжелика
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста по лексической теме «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитателем ГБОУ средняя школа №296
Структурного подразделения
Отделением дошкольного образования
Фрунзенского района
Михайловой Анжеликой Алексеевной
Конспект организованной образовательной
деятельности воспитателя с детьми
Старшей логопедической группы «Транспорт».
Образовательные области «Познание». «Речевое развитие».
Использование современных технологий:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста по лексической теме „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
1. Личностно-ориентированные.
2. Здоровьесберегающие.
3. Социоигровые.
Цель: расширять знания детей о различных видах транспорта в городе Туле; закреплять правила поведения в общественном транспорте; воспитывать уважение к людям, работающим на транспорте.
Задачи:
Образовательные задачи:
Расширять и обогащать знания детей о видах транспорта в родном городе СПб; уточнить их представления о способах передвижения транспорта по городу, дать знания о людях, работающих на транспорте. Продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте.
Развивающие задачи : развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный; умение рассуждать, делать выводы. Упражнять в навыке находить признаки различия и сходства грузового и пассажирского транспорта.
Воспитательные задачи: расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.
Коррекционные задачи: Развивать речь как средство общения. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Образовывать относительные прилагательные от существительных;
образовывать приставочные глаголы; обогатить словарь; составлять предложения по картинкам;
развивать слуховое внимание мелкую моторику, память, мышление, координацию речи с движением.
Оборудование: Картинки с изображением различного вида транспорта, мяч.
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Воспитатель: Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит перевернутая картинка. Возьмите ее, посмотрите, что на ней нарисовано, запомните и отдайте мне. Сядет тот, кто узнает свою картинку и правильно ее назовет.
Ответы детей : Это мой самолет, мая машина, мой троллейбус и т. д.
Воспитатель: Ребята, а как можно все это назвать одним словом?
Ответы детей : : Это транспорт.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами транспорта. Сейчас я буду выставлять на доску картинки, а вы их называйте.
Ответы детей : самолет, вертолет.
Воспитатель: этот транспорт, где летает?
Ответы детей : они летают в небе, по воздуху.
Воспитатель: Транспорт, который летает по воздуху, называется воздушный. Ребята, давайте произнесем эти слова медленно, по слогам: «воздуш – ный транс – порт».
Ответы детей : воз – душ – ный транс – порт
Аналогично произносятся слова «водный, наземный, подземный и космический транспорт».
Воспитатель: Ребята, что или кого может перевозить этот транспорт?
Ответы детей : Этот транспорт может перевозить людей, кирпичи и т. д.
Воспитатель: Правильно, людей и грузы. Людей, которые едут в транспорте, называют пассажирами. А транспорт, который перевозит пассажиров, называется пассажирский. Транспорт, который перевозит грузы, называется грузовой. А как называется большая машина, которая перевозит грузы?
Ответы детей : грузовик.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Беседа о видах транспорта и их назначении
Воспитатель: Ребята, а ещё есть такие специальные автомашины, которые мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрестках. На одной написано: «Скорая помощь». Почему эту машину все пропускают?
Потому что больного надо поскорее доставить в больницу. По телефону 03 мы связываемся со службой скорой помощи.
А вот и другая машина, которая летит, обгоняя всех, и некто ее не задерживает. На ней ничего не написано, но ее сразу все узнают, ведь одни только пожарные машины бывают красные, как огонь. Пожарную машину пропускают без задержки – огонь нужно скорее потушить, пока он дом не сжег. Набрав, по телефону 01 мы можем, вызвать пожарную помощь.
Сигнал по номеру 02 получают работники милиции, когда жизни людей угрожает опасность от преступников.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний».
На коврограф выставляются картинки. ( Н-р: легковой автомобиль, автобус, грузовой автомобиль, самолёт и т. д).
Физкультминутка:
Едем, едем на машине,
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо – влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы – хоть куда.
Воспитатель: А теперь давайте сядем в автобус и проедем одну остановку. Но автобус не двинется с места, пока мы не расскажем как нужно вести себя в транспорте. Давайте повторим правило, докончив, предложения словами «разрешается», «запрещается».
При посадке в транспорт
Входить в задние двери. (разрешается)
А выходить через передние. (разрешается)
Если едешь в транспорте,
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,. (запрещается)
Уступать старушке место. (разрешается)
Опираться на входную дверь. (запрещается)
Сесть на свободное место. (разрешается)
Высовываться из окна. (запрещается)
Громко разговаривать и кричать. (запрещается)
И так, последняя остановка, автобус остановился, но двери почему-то не открываются. Для того, чтобы они открылись, мы должны вспомнить, как обходят автобус?
Ответы детей : Надо подождать, когда он уйдет.
Воспитатель: А чтобы транспортное средство поехало, его нужно завести, а чтобы завести, его нужно подготовить. Так и наш рот. Чтобы хорошо говорить, а дальше нам нужно будет рассказывать, нужно сделать зарядку для язычка.
- «Дверь». Водитель открывает дверь (широко открыть рот, закрывает (закрыть). Повторить 3 раза.
- «Лопатка». Сел водитель – язычок в машину и смотрит вперед (открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, подержать).
- «Часики». Решил водитель протереть стекло и включил дворники (открыть рот и водить кончиком языка из одного уголка рта в другой).
- «Дятел». Повернул водитель ключ, а мотор еще холодный и не заводится, а только «говорит» ддддддд (приоткрыть рот и четко произнести ддддд).
- «Моторчик». Наконец-то мотор прогрелся и завелся ррррррррр (порычать).
Воспитатель: Молодцы ребята, завели свои машины. Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Ответы детей : о транспорте.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что транспорт бывает разный. Какой он бывает?
Ответы детей : бывает наземный, подземный, водный, космический и воздушный. А еще бывает пассажирский, грузовой и специальный транспорт.
Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»
- приехал – уехал.
- приплыл – уплыл.
- прикатился – укатился.
- взлетел – приземлился.
- большой – маленький.
- тяжелый – легкий.
- быстрый – медленный.
- новый – старый.
- далеко – близко.
- высоко – низко.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными.
Вы сегодня все очень хорошо занимались.