Елена Климовская
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Здравствуй, сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы.
Тема: «Здравствуй, сказка!» (Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» с помощью мнемотаблицы).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы „Здравствуй, сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Цели и задачи: Закреплять умение детей составлять предложения разных типов — простых и сложных; учить соединению предложений с помощью мнемотаблицы; обогатить словарь детей тематическими группами слов; закреплять умение выделять звуки в словах, подбирать слово с определенным звуком, умение работать в группах. Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, связную речь, мышление, память, воображение. Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, интерес к устному народному творчеству.
Оборудование и материал: Мнемотаблица к сказке «Гуси-Лебеди», картинки персонажей сказки, карточки-фишки для звукового анализа, карточки к дидактической игре «Тень», маски к сказке «Гуси-Лебеди».
Предполагаемый результат : Формирование устойчивого интереса к театрально – игровой деятельности, формирование желания участвовать в пересказе знакомой сказки, формирование умения передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Воспитатель приветствует детей. Речевая игра «Друг».
-Ребята, давайте возьмемся за руки. (Становятся в круг и берутся за руки)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся (Берутся за руки и смотрят друг на друга с улыбкой)
И друг другу улыбнемся!
- Сегодня у нас занятие необычное, а сказочное.
сказку дети в гости звали!
Сказка здесь уже друзья.
Сказка вновь пришла сюда!
2. Сюрпризный момент (письмо)
- Ребята, нам пришло письмо: «Дорогие друзья! Я Буратино, мне нужна ваша помощь. У нас будет спектакль, но Карабас – Барабас мне не сказал название сказки, а дал много заданий, которые я не могу выполнить без вашей помощи. Вы мне не поможете? (Дети отвечают: -Конечно, мы поможем нашему любимому Буратино)
- А для того, чтобы помочь Буратино, нам необходимо попасть в Царство Сказок. Для этого нам надо взяться за руки и повторить волшебные слова!
Ра-ра-ра (Повторяют слова за воспитателем)
В сказку нам идти пора!
Через тропы, острова,
Через горы и моря,
Испытанья все пройдем
В царство сказок попадем.
3. Актуализация знаний детей. Беседа по сказке «Гуси –лебеди»
- Ну, вот мы и попали в волшебное Царство Сказок. Теперь, чтобы выполнить первое задание Карабаса -Барабаса, надо пройти на свои места.
- Ребята, первое задание Карабаса – Барабаса – это загадки о сказке, название которой мы должны отгадать. Как вы думаете, мы справимся с этим заданием?
Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадываю, и на доске появляются картинки-отгадки:
1. Из трубы летят колечки
Это дым из нашей (печки)
2. Стоит чудо-дерево, на дереве – мячики,
Летом- зеленые, осенью – румяные. (яблоня)
3. Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
Чуть дрожит на просторе, узкий кончик в роднике, а широкий – в море.
(река)
4. У старушки есть изба.
У избушки – ноги.
И к избушке той всегда
Все ведут дороги.
Та старушка очень зла,
И летает в ступе.
У нее в руке метла.
«Ух, сварю вас в супе!» (Баба –Яга)
5. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
- Ребята, посмотрите на наши иллюстрации. Как вы думаете, к какой сказке они нарисованы?
Ответы детей
4. Дидактическая игра «Опиши предмет»
- А вот и второе задание от Карабаса-Барабаса - это игра «Опиши качества предмета». Нам нужно рассказать, о картинках – отгадках, подобрать к ним слова-описания.
Показывает картинку «Печка»
-Печка какая? (большая, белая, теплая, красивая, кирпичная, горячая….)
- Яблоня какая? (высокая, ветвистая, зеленая, стройная, большая)
- Река какая? (длинная, шумная, глубокая, извилистая, быстрая, мелкая, голубая)
-Баба – Яга какая? (старая, злая, хитрая, страшная, горбатая, носатая)
- Что – то засиделись мы с вами. Предлагаю размяться.
5. Физминутка
В темном лесу есть избушка. Дети шагают
Стоит задом наперед. Дети поворачиваются
В той избушке есть старушка. Дети наклоняются
Бабушка Яга живет. Дети грозят пальцем правой руки
Нос крючком, Дети показывают пальчиком левой руки
Глаза большие, Покачивают головой
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! Бег на месте
Дыбом волосы стоят. Руки поднимают вверх
6. Дидактическая игра «Зажги фонарик». Упражнение на дифференциацию звуков.
- Следующее задание от Карабаса- Барабаса. Посмотрите, какой волшебный сундучок я тут нашла! Что же в нем находится? Ребята, что это? (ответы детей: карточки для определения звука)
- Правильно, Карабас предлагает нам определить твердые и мягкие звуки в словах, поиграв в игру «Зажги фонарик».
Дети берут по две карточки синего и зеленого цвета.
- Гуси громко гоготали
Свои звуки называли.
Звуки их определи и фонарик покажи.
- С какого звука начинается слово «гуси»?
- Правильно, со звука [г]. Это твердый или мягкий звук?
Дети, выполняя задание, поднимают определенные карточки-фонарики для обозначения звуков[г], [г’],
- Мы будем определять и в других словах звук [г], с помощью наших «фонариков».
Слова: гуси, Гена, шаги, ноги, гараж, гиря, герой, гном, луга.
- У нас есть еще задание от Карабаса-Барабаса. Он хочет нас запутать, чтобы мы не смогли помочь Буратино распределить роли в будущем спектакле.
7. Дидактическая игра «Тень»
Детям предлагается найти тень каждому персонажу, соединить эти картинки, наложив картинку на «тень», разложить персонажей по сказкам и составить с этими словами предложение.
8. Работа с мнемотаблицей по сказке «Гуси-лебеди»
- Ребята, в последнем задании от Карабаса-Барабаса зашифрована сказка. Попробуем ее разгадать и рассказать? Мы с вами разделимся на две команды. Одна команда начнет рассказ, а другая продолжит.
Воспитатель делит детей на команды.
- Сейчас мы с вами попробуем пересказать сказку по очереди, с помощью картинок.
- С чего начиналась сказка?
(Спрашивает ребенка с первой команды)
Ответы детей: Сказка начинается с того, жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.
- А теперь продолжит сказку.
Ответы детей: Мама сказала дочке, что мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, будь умна, береги братца, не ходи со двора
- Что было дальше?
(Она не послушала маму, и не уследила за братцем. Она пошла, искать братца).
- Кого Аленушка встретила первым?
(Она встретила первую печь. Печь предложила скушать Алёнушке ржаные пирожки)
- Продолжит сказку …
(Она ответила, что у её батюшки пшеничные не едятся.)
- Кого потом встретила Аленушка?
(Потому, что она не съела пирожка, который предложила печка.)
(Аленушка встретила яблоню. Яблоня предложила скушать Алёнушке лесные яблочки.)
- Продолжит сказку …
(Что у неё дома и садовые не едятся.)
- Кого еще встретила Аленушка?
На её пути дальше была молочная река с кисельными берегами
-Что предложила река девочке?
Река предложила Алёне простого молока с киселём. Она ответила, что дома у неё сливочки не едятся.
- Кого еще встретила Аленушка?
Аленушка встретила ежа.
- Что было дальше нам ответит…
Она спросила, где её братец. И узнала, что Баба-Яга схватила и унесла братца. Потом она оказалась возле дома Бабы-Яги и забрала братца. А Гуси-лебеди увидели, что пропал Иванушка.
-Где спрятались братец с сестрой?
Под рекой. Потому что они попробовали её киселя с молоком.
- Кого они встретили еще на обратном пути?
Под яблоней. Потому что они попробовали её яблочки. Потом они встретили печку. И она помогла им потому, что они попробовали её пирожки.
- Чем закончилась сказка, нам расскажет …
Гуси-лебеди остались ни с чем, а Аленушка с братцем вернулись домой
9. Разыгрывание спектакля. Руководство детьми при распределении ролей.
- А теперь, я предлагаю вам показать Буратино сказку полностью. Давайте, мы распределим роли, вы наденете маски, и покажем спектакль.
Дети распределяют роли и показывают спектакль.
10. Итог занятия. Обобщающая беседа.
- Как называется сказка, о которой мы с вами беседовали? Назовите главных героев сказки? Под чем герои сказки прятались от гусей-лебедей?
Гуси-лебеди. Алёнушка, Иванушка, Гуси-лебеди. Под печкой, яблоней, рекой.
- Мы сегодня справились со всеми заданиями Карабаса - Барабаса, помогли Буратино.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
- Ребята, я хочу узнать, вам понравилось наше занятие? Давайте мы с вами с помощью картинок (смайликов) выразим свои эмоции. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению. (веселое, грустное).
Дети выполняют задание педагога, объясняя свой выбор.
Список использованной литературы
1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность»/Авт. -сост. Арутюнян Л. Н., Сипачева Е. В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н., Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО».- Донецк: истоки, 2018. – 208 с.
2. Русская народная сказка в обработке Толстого А. Н Гуси – Лебеди, 1960 г. -16с.
3. Дурова Н. В. Игры и упражнения на развитие фонетико – фонематического слуха у дошкольников. Книга для воспитателей и родителей / Н. В. Дурова. -М. : Школьная Пресса, 2015.-80с.
4. Кубышкина Т. А. Волшебный мир звуков и слов/ Т. А. Кубышкина, О. В. Леденева. - М. : Дрофа, 2017.-352с.
5. Гуськова А. А. Речевое развитие детей 6-7 лет на основе пересказа. В 2 частях. Часть 1 / А. А. Гуськова. - М. : Сфера, 2016.-64с.
6.www.my-nevalyashki.ru/index.php/razvitie-rechi/484. a-po-razvitiyu-rechi23%
multiurok.ru/files/konspekt-neposredstven
7. Сидорчук С. А., Лелюх В., Лелюх Т. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине / Т. Лелюх, Сидорчук С. А, В. Сидорчук, Лелюх. - М. : АРКТИ,2018.-40с.