Приложение МААМ

«Лиса и журавль». Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы

Тихонюк Евгения
«Лиса и журавль». Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель:

развитие связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста, посредством связного последовательного пересказа по опорным картинкам.

Задачи:

Темочки:

Речевое развитие : способствовать умению детей составлять последовательный пересказ с опорой на картинку; развивать монологическую и диалогической речь; пополнить словарный запас.

Художественно-эстетическое развитие : развивать интерес к литературному слогу русских народных сказок; побуждать детей к театрализации.

Познавательное развитие : формировать умение осмысленного восприятия содержания литературного произведения; способствовать умению устанавливать причинно-следственные связи.

Социально – коммуникативное развитие : продолжать формировать умение внимательно слушать других, обращать внимание на нравственные стороны поступков, и давать аргументированные оценки этим поступкам.

Физическое развитие : способствовать развитию общей моторики и основных физических качеств и двигательных способностей в игровой форме.

Методы и приё мы: чтение, беседа, пересказ с опорой на картинку, обсуждение, показ наглядного материала, рассматривание, игра-драматизация, проблемный вопрос, мотивация деятельности, предположение и прогнозирование.

Оборудование и материалы: аудиозапись мелодии из музыкальной шкатулки, любое средство для проигрывания музыки, «ковер-самолёт», светомузыка, карточки персонажей сказок по количеству детей, волшебный мешочек, бумажные следы журавля и лисы, два игровых домика, музыка для аудиозапись музыки для физминутки, картинки с изображением лисы и журавля, мольберт с магнитной доской, книга «Лиса и журавль», стол для показа экспериментов, блюдце, кувшин, манка, длинный пинцет, маски журавля и лисы, картинный план сказки «Лиса и журавль», раскраски лисы и журавля.

Словарная работа: «покумилась», «не обессудь», «потчевать», «досада», «не солоно хлебавши»,

«как аукнется, так и откликнется».

Конспект НОД

Ход занятия

I.Подготовительный этап

Вводная часть

Дети стоят возле воспитателя.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поздороваемся еще раз со всеми, называя друг друга ласково. Например, я говорю – здравствуй Настенька! А

Настенька говорит следующему ребёнку – здравствуй и называет его имя ласково.

Какое у вас теперь настроение?

Дети: Хорошее! Весёлое!

Воспитатель: Присаживайтесь пожалуйста на стульчики. Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в сказочное путешествие!

На чём же мы отправимся?

Ответы детей.

Воспитатель: Так как мы отправляемся в сказку, нам нужен сказочный транспорт!

Мы отправимся на «ковре-самолёте».

Присаживайтесь пожалуйста на «ковёр-самолёт», закрывайте глаза, и пока звучит «сказочная музыка», глаза не открывайте, иначе волшебство не сработает.

Дети закрывают глаза, в это время воспитатель включат запись мелодии из музыкальной шкатулки, раскладывает следы животных, включает светомузыку, устанавливает два домика, после этого выключает музыку.

Игра «Расскажи, с кем бы ты хотел подружиться и почему»

Воспитатель: Пока мы с вами летим, давайте поиграем в игру. Выберите, по очереди, по одной карточке с изображением какого-либо героя и ответьте на вопрос – хотели бы вы подружиться с этим героем и почему?

Дети вытягивают карточки и отвечают, хотели бы они подружиться с данным героем или нет? почему?

Воспитатель: В сказках встречаются не только добрые герои, но и не очень. А как вы думаете, интересными были бы сказки, если бы в них были только добрые герои?

Дети: Нет!

Воспитатель: В жизни тоже встречаются разные люди и добрые и не очень, а сказка нас учит как правильно поступать в той или иной ситуации.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот и мы оказались в сказке! Как тихо кругом, никого не видно. Ничего не замечаете? Посмотрите, что это здесь?

Дети: Следы.

Воспитатель: А чьи они?

Дети: Животных и птиц.

Воспитатель: Правильно, посмотрите, они ведут нас в разные стороны, каждый след ведёт к своему домику. А чтобы отгадать, кто живёт в этих домиках, сейчас я попрошу (имя ребёнка) подойти и рассказать об этом герое, но картинку никому не показывать, вы должны догадаться о ком идёт речь по описанию.

Воспитатель снимает картинку героя с мольберта, подзывает к себе одного ребёнка и просит описать этого героя. После того, как дети отгадали, хвалит детей и вывешивает картинку с героем на мольберт.

Воспитатель: Теперь (имя ребёнка) подойдёт и попробует описать второго героя. (Имя ребёнка) ты знаешь, кто изображён на картинке? Тебе нужно описать героя так, чтобы другие догадались, кто именно изображён на картинке.

Воспитатель хвалит ребёнка за правильный ответ и вывешивает картинку с изображением журавля на магнитную доску.

Чтение сказки «Лиса и журавль»

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе, лиса и журавль дружить?

Дети: Нет, лиса хищное животное!

Воспитатель: А где бы они могли подружиться?

Дети: В сказке!

Воспитатель: Правильно! А сейчас садитесь на стульчики поудобнее и послушайте сказку, которая называется «Лиса и журавль».

Дети садятся на стульчики и слушают сказку.

Сказка «Лиса и журавль»

Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

— Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена; лисица говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости!

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает- то — все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Воспитатель: Понравилась ребята вам сказка?

Дети: Да!

Физминутка

Воспитатель: Я предлагаю немного отдохнуть и под музыку показать, как двигается журавль и как двигается лиса. А я посчитаю сколько у нас получилось лис, а сколько журавлей.

Как двигается журавль? Журавль двигается изящно, пружинистыми шагами, спинку держит прямо, колени поднимает высоко.

А как двигается лиса? Лиса ходит важно, плавно, грациозно, горделиво. Может вилять хвостом и заметать им следы.

Воспитатель включает музыку, дети изображают животных, воспитатель выключает музыку.

Воспитатель: Присаживайтесь пожалуйста на стульчики.

Словарная работа

Воспитатель: Ребята, а в сказке были необычные слова?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте разберём, что обозначают эти слова!

«Покумилась с ним у кого-то на родинах» (Раньше было принято крестить детей, как только они родились, а для этого нужны были крестные родители, другими словами кумовья, таким образом лиса и журавль стали кумовьями).

«Не обессудь» (Не вини, не суди)

«Больше потчевать не чем» (Больше угощать не чем)

«Досада» (Обида)

«Не солоно хлебавши» (Ни с чем)

«Как аукнется, так и откликнется» (Как поступишь ты, так и поступят и с тобой)

Обсуждение сказки

Воспитатель: Назовите героев сказки?

Дети: Лиса и журавль.

Воспитатель: Как подружились лиса и журавль? (Покумились у кого-то на родинах)

Воспитатель: Кто первым решил пригласить в гости?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Чем потчевала лиса журавля?

Дети: Манной кашей.

Воспитатель: В какой посуде она подала угощение?

Дети: На тарелке.

«Эксперимент с пинцетом»

Воспитатель: Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощенье?

Воспитатель кладет на стол заранее приготовленную тарелку с манной крупой и пытается захватить крупу пинцетом.

Воспитатель: Мы представим, что пинцет, это длинный клюв журавля. Смог ли журавль распробовать угощение?

Дети: Нет.

Воспитатель: Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным.

Воспитатель: Давайте представим, сможет ли лиса достать угощение?

Показывает кувшин.

Воспитатель: Горлышко кувшина узкое, только длинный клюв может достать угощение. Можно ли назвать лису и журавля друзьями?

Дети: Нет!

Воспитатель: Как журавль решил отомстить лисе?

Дети: Позвать в гости и угостить из кувшина.

Воспитатель: Довольна ли лиса ушла из гостей? И почему?

Дети: Не довольна, потому что ушла голодной.

Воспитатель: Удалась ли дружба лисы и журавля? И почему?

Задание «Расставь сюжетные картинки в правильной последовательности»

Воспитатель: Ребята, я подготовила для вас 4 картинки в которых зашифрована сказка. Но они расположены в неправильной последовательности. Ваша задача, дружно, посоветовавшись друг с другом расставить их правильно. Где начало, а где конец сказки?

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Спасибо ребята, вы справились с заданием. Присаживайтесь пожалуйста!

Пересказ сказки детьми по картинкам

Воспитатель: А сейчас кто-то из вас попробует пересказать сказку, подбирая к каждой картинке по одному предложению.

Воспитатель просит одного ребёнка пересказать сказку по опорным картинкам. Благодарит ребёнка, если остаётся время, вызывает еще одного ребёнка для пересказа.

Инсценировка сказки

Воспитатель: А сейчас, я хочу пригласить двух ребят, которые покажут нам сказку.

Воспитатель выбирает двух детей, девочку и мальчика, помогает им одеть маски лисы и журавля.

Воспитатель: Я буду автором, (имя ребёнка) лисой, а (имя ребёнка) журавлём.

Начинается показ сказки.

Воспитатель: Спасибо ребята, вы хорошо показали сказку! сад. Давайте пройдём на ковёр. А пока вы будете лететь, я задам вам несколько вопросов.

III. Заключительный этап

Подведение итогов

Воспитатель: Спасибо ребята! Вы здорово справились! Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте пройдём на ковер-самолёт. А пока вы будете лететь, я задам вам несколько вопросов.

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

Дети: В сказке.

Воспитатель: У кого в гостях мы были?

Дети: Мы были в гостях у лисы и журавля.

Воспитатель: Скажите, а в чём не прав журавль?

Ответы детей.

Воспитатель: Я думаю, что журавль неправ в том, что нужно было не мстить лисе, а сразу сказать ей, что ему невозможно поесть с блюдца, т. к. у него длинный клюв и попросить другую посуду. Возможно выяснилось бы, что лиса приготовила тарелку для журавля без хитрого умысла, а кашу она размазала, для того, чтобы журавль не обжёгся, а не для того, чтобы съесть всё самой. Так как, журавль не выяснил это сразу, мы теперь можем только догадываться специально ли лиса положила кашу журавлю в тарелку или просто не подумав. Ребята, а вы как думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как не попасть в такую ситуацию как журавль?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, нужно сразу говорить о том, что не нравится, а не обижаться на свои догадки, и тем более уж не мстить.

Воспитатель: Ребята, закрывайте глаза, мы приближаемся к детскому саду. Пока звучит волшебная мелодия, глаза не открывайте.

Воспитатель включает мелодию, убирает декорации, домики и следы, раскладывает раскраски на столах, выключает музыку.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад, посмотрите, что это у вас на столах?

Дети: Раскраски.

Воспитатель: Это лиса и журавль оставили вам раскраски, в благодарность за то, что мы подсказали им как помириться.

Рефлексия

Воспитатель:

С помощью чего мы сегодня делали пересказ сказки?

Дети: С помощью картинок.

Воспитатель: Помогли картинки вспомнить последовательность сказки?

Дети: Да!

Спасибо большое за занятие, вы очень хорошо занимались!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи детей с ОНР подготовительной группы «Магазин инструментов»Конспект логопедического занятия по развитию связной речи детей с ОНР подготовительной группы «Магазин инструментов» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи детей с ОНР подготовительной группы «Магазин инструментов». Цель: Развитие связной.

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» для детей подготовительной группыКонспект НОД по речевому развитию «Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» для детей подготовительной группы Цель: обучение детей пересказу небольшой сказки с опорой на мнемотаблицу. Задачи: Образовательные: 1. приучать ребенка слушать, анализировать,.

Конспект НОД по речевому развитию «Осень. Слушание мордовской сказки «Лиса и журавль» Задачи: - учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; - учить подбирать слова, используя рифму; - учить различать.

Конспект занятия по развитию речи «О зиме и зимних забавах» для детей подготовительной группыКонспект занятия по развитию речи «О зиме и зимних забавах» для детей подготовительной группы Конспект по развитию речи " О зиме и зимних забавах" для детей подготовительной группы. Цель: закрепить знания детей о зиме и зимних забавах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Лиса и журавль». Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 22:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Лиса и журавль». Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Тихонюк Евгения (УИ 1712145) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД