Виктория Евфимова
Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы «Красные сестрички»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Образовательные.
Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. Знакомство с йотированными гласными (е. я, ю, е). Различать гласные и согласные звуки. Закреплять представление детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово». Придумывать короткие и длинные слова. Производить звуковой анализ слова. Закрепить какими фишками обозначаются. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Развивающие.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы „Красные сестрички“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление. Развивать мелкую моторику и координацию движений, развитие зрительного внимания.
Воспитательные
Воспитывать любознательность, творческую активность, терпеливо выслушивать ответы товарищей, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитание навыков самостоятельной деятельности, умение работать в парах, воспитывать интерес к занятию, любовь к родному языку.
Предварительная работа
Формировать понимание, что если Я, Е,Ю,Е – стоят после согласного, то они указывают на мягкость предшествующего согласного. Провожу игру «Назови слово с нужным звуком». Дети играют в театре с буквятами.
Оборудование
Плакты с изображениями замков «Оперы», «Буквинск», кукла – фея Фонетика, игрушки – буквята и йотики, игра «Магазин» с подбором картинок на заданный звук, д / и «Угадай звук по артикуляции рта или артисты»,наборы с буквами, наборы с фишками для звукового анализа, наборы с палочками, песочные часы.
Ребята нас фея Фонетика приглашает к себе в царство звуков. Достаточно закрыть глаза и представить, что мы присели на пушистое белое облако и отправились в путешествие. Наше облако медленно поднимается в небо. Здесь высоко, тихо и спокойно. Через несколько секунд мы приземлимся на пушистую зеленую полянку. Не спешите открыть глаза, давайте послушаем, какие звуки нас окружают. Ученые говорят, что звуки имеют цвет, форму и даже свою музыку.
/ включаю музыку – шум дождя – синий цвет, пение птиц – розовый цвет…/
Открываем глаза и замечаем, что на полянке за нами наблюдает красный буквенок. Вы любите слушать музыку, а знаете ли вы, кто – я?
Тебя зовут Яночка, ты гласная буковка. Ты очень любишь петь. Да, верно. Я вижу вы тоже любопытные и музыкальные дети. Я хочу вас пригласить в дом оперы к моим сестричкам.
Мы согласны, присаживайся к нам на облачко, полетели. Яночка, а кто у тебя спит в кармашке. Я вижу, что вы действительно любопытные дети. Это мой малыш – йотик. Он маленький, зеленый и пушистый. Сейчас он спит, но когда мы ходим в гости к мальчишкам (согласным, он выполняет огромную роль – смягчает их. И тогда они соглашаются выполнять все наши желания.
Вот это да! Сегодня вы увидите и других буквят, которые тоже имеют «йотиков» в кармашках.
Вот, мы и в доме оперы. Хочу предупредить, что мои сестрички очень любят подарки. Вы сможете их приобрести в магазине в момент антракта. Только вместо денег, нужно сказать скороговорку и вам вручат предмет.
Ребята, посмотрите на сцену, именно здесь поют артисты. Что – то мы их не слышим. Оказывается, сломался микрофон. Мы уже знакомы с красными буквятами, давайте им поможем петь. Вы знаете наши песенки. Конечно!
Дидактическая игра: «Угадай звук по артикуляции рта»
Например: девочка кричит – а, волк поет –у, ослик – и… В магазине дети подбирают подарки с заданного звука, например: о – ослик, озеро, окно, обруч, отметка, очки, оружие. (аналогично с другими). Вручают слова-подарки буквам. Ребята, так что такое слово? Слово – это название предмета.
А вот и я – Яночка, вы наверное уже соскучились. Я обещала познакомить вас с такими же девчатами, как Я. Вот они, знакомьтесь – Е (Елена,
Ю (Юля, Е (елка). Обратите внимание, у них тоже в кармашках малыши – «йотики».
Мы приглашаем вас в «Буквинск» к мальчишкам и вы сможете увидеть, как «Йотики» их смягчают и делают добрыми.
Вы уже знаете этих мальчишек М – Миша, Л- Леня, Н- Николя, Р – Рома.
Смотрите, мы становимся справа, парами, «Йотик» прыгает на ручки к мальчику (согласный, и мальчик автоматически становится мягким.
Например: МЯ - МЕ- МЮ-МЕ; НЯ-НЕ-НЮ-НЕ; ЛЯ-ЛЕ-ЛЮ-ЛЕ;
РЯ- РЕ-РЮ-РЕ.
Предлагаем разучить веселую песенку и отдохнуть на полянке вместе с нами.
Физ. минутка
Мы гласные буквята танцуем и поем, Мы классные девчата, мы весело живем. Мы парами гуляем, танцуем и поем. Согласных примеряем и слоги создаем.
(Под конец музыки – дети объединяются в пары, читают слоги)
Ну что ж теперь вы поняли, как все происходит. Так что же такое слог? Слог – это один или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Устали, присаживайтесь.
Хочу сообщить вам, что все буквята любят рисовать. А вот, чем догадайтесь сами. У вас на столах есть буквы, попробуйте выложить слово, что получится. Слово: МЕЛ. А сейчас буквята (Е,Я,Ю,Е) посмотрят, как вы поняли работу «йотиков».
Дети выкладывают слово, осуществаляют звуковой анализ слова, закрепляют знания, какими фишками обозначают гласные, твердые согласные, мягкие согласные, определяют, сколько звуков и букв в слове.
А какое слово вы сегодня выкладывали? Короткое или длинное? И почему? Какое правило мы знаем еще? Сколько гласных, столько и слогов. Чем больше слогов, тем длиннее слово.
Посмотрим,чей ряд назовет больше слов, тот и победит. Первый ряд называет короткие слова, второй ряд длинные слова.
Все молодцы, с задание справились. А напоследок, посмотрим, как вы нас запомнили.
Игра: «Кто быстрее выложит из палочек и с помощью кружочков буквят (Е,Я,Ю,Е»). Ставят песочные часы.
Вам понравилось играть со звуками?
С какими буквами вы познакомились?
Какая игра понравилась больше всего?