Анна Кузнецова
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» с элементами кинезиологических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
«Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» с элементами кинезиологических упражнений
Возраст: Вторая младшая группа (3-4 года)
Образовательные области:
«Речевое развитие», «Коммуникация», «Социализация».
Задачи:
Обучающие:
- учить отвечать на вопросы воспитателя по тексту произведения.
Развивающие :
- развивать память, слуховое и зрительное внимание с помощью кинезиологических упражнений.
Темочки:
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц. Конспекты по литературным произведениям
- Заяц. Конспекты по развитию речи
- Заяц. Сказки, литературные произведения
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения, нейроигры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- «Заюшкина избушка». Конспекты
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса, заяц и петух»
- Темочки
- активизировать в речи слова – избушка, лубяная, ледяная.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Методы и приемы:
Создание игровой ситуации, беседа, рассказывание сказки, кинезиологические упражнения, ответы детей на вопросы, словарная работа, подвижная игра, поощрение.
Предварительная работа:
Чтение и рассказывание русской народной сказки «Лиса и заяц» драматизация сказки, рассматривание иллюстраций к данной сказке, разучивание кинезиологических упражнений («домик-избушка», «лиса», «собака», «петушок», «оладушки», «кулачок-ладошка», «прыг-скок», «дерево», «кустик»).
Кинезиологические упражнения :
1.«Домик» - соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук
2.«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца.
3.«Лиса» - обе ладони поставлены на ребро, пальцы прижаты к ладоням, как ковшик, большие пальцы подняты вверх и чуть согнуты. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней, образуя лоб, а остальные в виде «лодочки»- верхнюю и нижнюю челюсть.
4.«Собаки» - ладони располагаются на ребро на себя. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянут вверх.
5.«Петушок» - ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
6.«Дерево» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
7. «Кустик» - ладони от себя перед собой, пальцы раздвинуть и качать пальцами.
8. «Прыг-скок» - попеременно сгибать и разгибать указательный и средний пальцы на левой и правой руке. «Прыг-скок, прыг-скок, скачет зайчик по дорожке»
9. «Кулачок-ладошка» - одновременно менять кулачок и ладошку со словами: «Кулачок-ладошка, бегут ножки по дорожке».
10. «Оладушки» - правая рука лежит на правом колене ладонью вниз, а левая – на левом колене ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки,
Так пожарим, повернем и опять играть начнем»
Средства:
Сундучок, игрушка-заяц, иллюстрации к сказке «Лиса и заяц», аудиозапись плача, «Волшебный мешочек», деревянный кубик, резиновый мячик, железная машинка, бумажный змей, пластмассовая игрушка.
Ход ООД:
Дети с воспитателем заходят в группу и видят на столе разбросаны картинки из сказки «Лиса и заяц», рядом стоит игрушка-зайчик, звучит аудиозапись плача зайчика. Подходят к столу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто – то здесь плачет?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Зайчик, почему ты плачешь?
Воспитатель голосом зайца: Как же мне не плакать. Кто-то разорвал книжку с моей сказкой и перепутал все страницы. А я теперь не знаю, как мне вернуться домой.
Воспитатель: Не плачь, зайчик, мы с ребятами постараемся тебе помочь. Ребята, поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого я предлагаю вам рассмотреть картинки и вспомнить как называется сказка.
Дети рассматривают иллюстрации и узнают название сказки.
Воспитатель: Отлично, а теперь нам нужно правильно разложить странички, чтобы зайчик смог вернуться домой в сказку.
Дети, с помощью наводящих вопросов воспитателя раскладывают по порядку картинки из сказки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами смогли правильно собрать все странички книги. Проходите на стульчики и давайте познакомимся с новыми словами.
Все рассаживаются на стульчики. На мольберте изображение избушек героев сказки, для наглядного уточнения новых слов.
Воспитатель: В сказке будут встречаться новые слова: избушка, что обозначает дом, лубяная избушка, что значит, дом, который смастерили из коры дерева, то есть деревянный дом, ледяная избушка, ее построили изо льда.
А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. У меня есть волшебный мешочек. Вам нужно достать то, что там спрятано и сказать из чего это сделано.
Д/И «Из чего сделано?»
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте возьмем мячик и еще немного поиграем. Вспомним кто еще живет в сказке «Лиса и заяц».
Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч и задает вопросы.
Д/И «Скажи какой.»
Воспитатель: В сказке живет заяц. Какой он? (маленький, белый, ушастый) В сказке живет лиса. Какая она? (рыжая, хитрая, пушистая) и тд.
Воспитатель: ребята, как здорово мы с вами поиграли. Ну а теперь я предлагаю вам снова присесть на стульчики и послушать эту замечательную сказку. А вы обязательно помогайте мне рассказывать и показывать.
(Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая движениями рук. Дети повторяют движения рук в соответствии с текстом. Проговаривают некоторые слова сказки).
Жили-были лиса (упр. 3 «Лиса») да заяц (упр. 2 «Зайчик»). У лисы была избушка (упр. 1 «Дом-избушка») ледяная, у зайца — лубяная.
Пришла весна-красна, стало солнышко пригревать — у лисы избушка (упр. 1 «Дом-избушка») растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала. Идет по дороге зайчик, плачет (упр. 8 «Прыг-скок»). Ему навстречу собаки (упр. 4 «Собаки») :
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала (упр. 2 «Зайчик).
— Не плачь, зайчик! Мы твоему горю поможем (упр. 4 «Собаки»).
Побежали они к избушке (упр. 9 «Кулачек-ладошка»). Собаки залаяли (упр. 4 «Собаки») :
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи (упр. 3 «Лиса») :
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собаки испугались и убежали (упр. 9 «Кулачек-ладошка»).
Зайчик опять идет по дороге (упр. 8 «Прыг-скок») вокруг деревья (упр. 6 «Дерево»). Увидел он большое дерево и спрятался под него. Ему навстречу идет медведь.
— О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала (упр. 2 «Зайчик» правой рукой).
— Не плачь, я твоему горю помогу.
— Нет, не поможешь. Собаки гнали — не выгнали, и тебе не выгнать (упр. 2 «Зайчик» левой рукой).
— Нет, выгоню!
Побежали они к избушке (упр. 9 «Кулачек-ладошка»). Медведь как закричит:
— Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи (упр. 3 «Лиса») :
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал (упр. 9 «Кулачек-ладошка»).
Идет опять зайчик по дорожке (упр. 8 «Прыг-скок», увидал кустик (упр. 7 «Кустик», забрался под него и плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой (упр. 5 «Петушок» левой рукой) :
— Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала (упр. 2 «Зайчик» правой рукой)
— Пойдем, я твоему горю помогу (упр. 5 «Петушок» левой рукой).
— Нет, петух, не поможешь. Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал и тебе не выгнать (упр. 2 «Зайчик» правой рукой).
— Нет, выгоню!
Побежали они к избушке (упр. 9 «Кулачек-ладошка»).
Петух лапами затопал, крыльями забил (упр. 5 «Петушок» двумя руками)
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит (упр. 3 «Лиса») :
— Обуваюсь…
Петух опять (упр. 5 «Петушок» двумя руками) :
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит (упр. 3 «Лиса») :
— Одеваюсь…
Лиса выпрыгнула в окно и убежала в лес (упр. 9 «Кулачек-ладошка»).
И стали петушок с зайчиком жить да быть добро копить. Петушку пекли оладушки, да приговаривали:
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем» (упр. 10 «Оладушки»)
А для зайчика готовили салат из капусты.
Пальчиковая гимнастика
«Мы капусту рубим, рубим! (ребенок изображает рубящие движения, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капустку трем, трем! (сжимаем кулачки и двигаем ими вверх-
вниз, изображая терку)
Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку и делаем
вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Воспитатель: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец! Ребята, понравилась вам сказка? Кто помнит ее название?
Дети: Да. «Лиса и заяц»
Воспитатель: Какая избушка была у лисы? Из чего сделана?
Дети: Ледяная. Из снега.
Воспитатель: А какая избушка была у зайца? Из чего сделана?
Дети: Лубяная, из дерева.
Воспитатель: Что случилось с избушкой лисы с приходом весны?
Дети: Она растаяла.
Воспитатель: Кто хотел помочь зайцу?
Дети: Собаки, Медведь, Петух.
Воспитатель: Ребята, смотрите, а нашего зайчика больше нет в группе. Он вернулся домой, в свою сказку. Но по секрету мне сказал, что вы ему очень понравились и обещал еще раз прийти к нам в гости.